Обстоятельства моего знакомства с этим автором двенадцать лет назад были странными. Я работала в одном из рязанских еженедельников, и туда пришло письмо, по которому меня послали «собирать материал». Редактор решил, что письмо написал инвалид, неспособный ходить, и потому с болью рассказывает о буднях любимой семьи, в которой не может жить в полную силу. Оказалось, что автор письма в силах не только ходить, но и «нести» на своих плечах дом, мужа, двух подрастающих сыновей и писать художественную прозу в свободное от основной работы время. «Газетчик» не распознал в письме интригующего рассказа…
Рязанка Светлана Малышева – энергичная и обаятельная женщина, счастливая жена и мать. Для полного счастья, как выяснилось при нашей первой встрече, ей не хватало лишь одного – литературы.
Светлана писала рассказы, но не входила в литературную «тусовку» и не знала, что делать с написанным дальше, даже кому показать. Оттого и послала одно произведение в газету, где оно, увы, оказалось «неформатом». Позже Светлана говорила, что с моей подачи познакомилась с рязанскими литобъединениями, где обсудили первые ее рассказы, и «пошла дальше». Приятно слышать, но, думаю, моя роль в ее становлении не так велика. У каждого писателя есть «точка отсчета» будущего роста. Своеобразным стартом для Светланы Малышевой оказалось то, что ее рассказы нашли своих поклонников (признаюсь, я была в их числе). Для начала – в родном городе. Затем – в Интернете, где Светлана «прописалась» на многих литературных порталах и активно участвовала в сетевых конкурсах. Но на первой ступени Светлана не задержалась.
Мама двух школьников… сама пошла учиться. В Литературный институт им. М. Горького, на семинар прозы Михаила Лобанова (окончила в 2007 г.). И не успела еще закончить творческий вуз, как ее рассказы (Светлана, подобно Чехову, пишет только рассказы) были замечены. Сначала в Рязани – она получила областной грант на издание книги в 2000 году. Затем и на всероссийском уровне. В 2002 году она победила в конкурсе прозаических миниатюр журнала «Литературная учеба», призом стала публикация полноценного рассказа «Шубы», который в 2003 году был признан лучшей публикацией года. Годом позже Светлана заняла первое место в «сетевом» конкурсе на лучший рассказ. А в 2008 году стала лауреатом национальной литературной премии «Золотое перо Руси» в военно-патриотической номинации за рассказ «Малой» – об одном эпизоде Великой Отечественной войны. В том же году ее рассказ «Расскажи мне все…» опубликован в сборнике рассказов «Вдохнуть!и!не!ды!шать!» (составитель Марта Кетро). 2008 год был для Светланы очень насыщенным – она стала выпускать литературный журнал «Три Желания», выходящий в Рязани, он объединяет поэтов и прозаиков со всей России и из-за рубежа. В этом году журналу «Три желания» 5 лет.
Недавно у прозаика Светланы Малышевой вышла в рязанском издательстве «Стриж» книга рассказов «Вверх по облакам» – подведение итогов десяти лет, в которые «уместились» крутой поворот биографии, учеба в Литературном институте, обретение собственного стиля и «писательского лица». Здесь собраны лучшие произведения: «Малой» и «Расскажи мне все…», создавшие Светлане репутацию умелого новеллиста, пронзительные «Восемь дней без сладостей», смотрящие на беду чеченской войны глазами маленькой дочери командированного на войну солдата, «Черный принц», навеянный ужасом терактов в российских городах. А также повесть «Бред Галиматьянова», описывающая жизнь человека, ушедшего из дома… в бомжи.
Эту книгу я хочу представить рязанскому читателю. Внимание и интерес «соседей» по городу, надеюсь, придадут писательнице уверенности в себе и творческого азарта на вторую и последующие книги.
Первые рассказы Светланы Малышевой – «Шубы», «Египтянин» – поразили меня тем, что были мастерски сделанной «бытовой» фантастикой. В лучших традициях турбореализма Светлана «выворачивала» обыденные вещи «наизнанку», и в налитой ванне обнаруживался переход в другое измерение, а шубы изменяли характер их хозяйки. Мне казалось, что Светлана пойдет дальше по этой стезе, поскольку фантастика, мистика и прочие чудеса ей удаются, а жанр этот сегодня востребован. Однако книга «Вверх по облакам» принципиально построена из произведений реалистических. Светлана обосновывает выбор, цитируя своего мастера по творчеству, Михаила Лобанова: «Не шокируй искусственно. В жизни много скорби подлинной. Не придумывай чувства. Наблюдай!».
Что Светлана отличный «Наблюдатель», говорит рассказ с таким названием (именно он когда-то ввел в заблуждение матерого журналиста). В сборнике «Вверх по облакам» все рассказы «подсмотрены» в жизни с такой пугающей детальностью и глубоким пониманием характеров, что писательница имеет право, вслед за Тилем Уленшпигелем, заявить о себе: «Я – ваше зеркало!». Далеко не все рассказы кончаются так счастливо, как «Наблюдатель» (или рассказ с говорящим названием «Вверх по облакам» – достаточно сильно захотеть, чтобы подняться по ним в небо). В истории «Другая» мать мучается, веря и не веря, что ее дочь-подросток могла избить до смерти старуху соседку. В «Угасании» мать и взрослая дочь не понимают друг друга, ибо разговаривают на одном и том же языке – бездушия и эгоизма. В «Женском бизнесе» любовница хладнокровно «сдает» бизнесмена бандитам, ибо «его никогда не волновало, как ей достаются деньги». «Тот самый пипл» ставит точный диагноз людям по их манере… ездить в автобусе: «Середина всегда свободна… Но пипл выбирает висеть и давиться, – только не в центр, не в свободу движений».
Но заявка на полную реалистичность… не выполняется. В рассказах «Такая жизнь», «Вещие сны», «Рано еще», «Лиза», вроде бы обыкновенных «семейных» драмах, отчетливы мистические мотивы: необъяснимые совпадения, трагические знаки, даже переселение души из женщины в лисицу. Почему невозможно удержаться в рамках материалистического мировоззрения, объясняет героиня Вика: «Вот такая она, жизнь. Во что веришь, то и сбывается. Но я-то верю в хорошее! И не суеверная совсем! …Была». Настоящая поэзия, даже в прозе, в том, чтобы поставить все с ног на голову.
Единственное замечание к книге «Вверх по облакам» – что она начинается с забавных «баек», тоже анекдотов из жизни, которые резоннее было бы поставить в конце, чтобы они не настраивали читателя на ненужный лад, будто перед ним сборник юморесок. А я бы, пожалуй, их вообще заменила на крепкую фантастику. Поскольку жизнь все равно сложнее, чем голая реальность. Особенно – в зеркале качественной прозы.