19:43 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
1727

Век живи, век учись

Кому и как сегодня надо непрерывно образовываться?

Иногда говорят, что сейчас мода на знания. Хотя эти два понятия в принципе несовместимы. Мода – нечто преходящее, легковесное. А знания, как известно, – сила! Но в жизни не все столь однозначно.

Еще не утихли летние страсти по поводу определения молодежи в учебные заведения. Люди побогаче были озабочены поиском самых лучших вузов: модно сейчас учиться если не в Кембридже, то, скажем, в МГУ. Но, с другой-то стороны, хорошие знания наследников – надежная поддер-жка семейному капиталу.

Те, у кого капитала нет, тоже в большинстве своем хотели, чтобы их дети учились в вузах – пусть даже не в очень престижных, иногда – абы каких… Следование пресловутой «моде» вроде бы налицо, но дело в том, что высшее образование дает вполне реальное право надеяться на хорошо оплачиваемую работу.

В самих вузах, помимо обязательного образования, очень часто дают теперь и дополнительное. Отделения, факультеты по разным направлениям являются неплохим источником пополнения внебюджетных средств. В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина из факультета вырос и уже несколько лет действует институт непрерывного образования. Однако созданию его, как говорит директор Елена Петровна Осипова, способствовали не только «материальные» причины…

 4459_08

Е.О. – В наши дни принципиально меняется сам подход к образованию. Времена, когда человек, получив диплом о высшем образовании, был уверен, что приобрел на всю жизнь все необходимые ему знания, безвозвратно прошли. Мы живем в стремительно меняющемся мире, где информация быстро устаревает, и существует колоссальная потребность в ее обновлении.

Есть еще и такой фактор: сегодня программы, по которым обучают студентов, имеют очень узкую направленность. Вот вам пример: на факультете русской филологии и национальной культуры есть программа «педагогическое образование» с возможными профилями «русский язык», «литература» и «русский язык и литература». Все это – в соответствии с федеральным стандартом. Можно соглашаться или не соглашаться с таким дроблением единой специальности «учитель словесности», но факт есть факт. В других случаях, при подготовке, например, по техническим специальностям, подобная узость учебной программы даже и оправдана, потому что способствует более глубокому освоению профессии. Так или иначе, но учебные программы сужаются, и у студентов возникает необходимость в получении дополнительных знаний. Во многих случаях сейчас требуются экономические, юридические знания, владение иностранным языком и т.д.

Наш институт может предложить им дополнительные курсы, по окончании которых выдается сертификат. За время освоения основной образовательной программы студент может получить также и дополнительную квалификацию, а с нею и диплом. Так что некоторым студентам при выпуске мы вручаем сразу два профессионально, а может быть, и жизненно важных документа.

Из опыта работы деканом знаю, что дополнительные знания не остаются мертвым грузом. Благодаря своим сертификатам выпускники-культурологи находят себе применение в качестве экскурсовода, работников музеев, библиотек. Что касается дополнительной квалификации, то, пожалуй, самой большой популярностью у молодежи пользуется курс «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Молодым экономистам, юристам, социологам и историкам, тем же специалистам по русской филологии дополнительное знание иностранного языка в своей сфере деятельности открывает очень широкие возможности. Например, учителя русского языка могут преподавать его как иностранный. Интересно, что, когда после курса «Теория и методика русского языка как иностранного» студентов попросили поделиться своими впечатлениями в анкетах обратной связи, некоторые из них (студенты института иностранных языков) дали приблизительно такой отзыв: узнали много нового о родном языке, чего не успели постигнуть в короткое время университетских лекций.

Вот это направление – дополнительное изучение иностранных языков – мы в перспективе будем всячески развивать. Университет имеет богатый потенциал для этого.

Р.В. – Если посмотреть список дополнительных образовательных программ, которые институт предлагает студентам, можно найти немало любопытного и полезного, что не только в работе, но и в жизни пригодится, например: «Создание персонального имиджа», «Психология отношений мужчин и женщин», «Лечебная физкультура и массаж», «Клубный танец»… Но это для студентов. А что может дать институт непрерывного образования среднему возрасту? И насколько это нужно? Например, в Москве, где всяческих дополнительных образовательных услуг предлагается необычайно много, их получают лишь… 3 процента трудоспособного населения.

Е.О. – Конечно, мы, прежде всего, ориентированы на студентов, но непрерывное образование предполагает охват населения всех возрастов. Жизнь у людей складывается по-разному, и бывает так, что надо получать дополнительную квалификацию к тому диплому, который уже имеется. У нас есть программы профессиональной переподготовки – для тех, у кого есть высшее образование, но нужна другая, не связанная с дипломом квалификация, – и программа эта востребована. Работает программа «Преподаватель высшей школы», потому что в городе есть вузы, где преподают люди, не прошедшие психолого-педагогическую подготовку. В этом году, летом, мы уже вручали дипломы группе слушателей, в которой были преимущественно преподаватели-офицеры.

Время ставит вполне определенные задачи. Мы сотрудничаем с региональными министерствами, и не раз поднимался вопрос о подготовке, например, специалистов по программам «Управление в сфере культуры», «Управление в сфере образования». Надеюсь, что совместно с региональным министерством культуры и туризма будем готовить менеджеров в сфере культуры, сейчас разрабатываем учебную программу.

Программы дополнительного образования могут быть практически по любому из направлений, которые реализует наш университет.

Недавно мы получили предложение от благотворительного фонда из Санкт-Петербурга «Ключ» поработать с теми людьми, которые имеют намерение стать приемными родителями. Может быть, это не вполне то, что обычно называют дополнительным образованием, но зато – как бы исконно наше. Ведь мы многие годы были педагогическим вузом, это наша школа, опыт, традиции…

Р.В. – Институт непрерывного образования был некоторое время назад известен в Рязани своими публичными лекциями, которые собирали и молодых, и старых. Теперь они за рамками института. Неужели «третий возраст» будет забыт?

Е.О. – Ни в коем случае. Если нам предложат разработать и реализовать какие-то программы для пенсионеров – например, по изучению компьютера – мы с удовольствием это сделаем, будем вести занятия.

«Университет выходного дня», где преподаватели читали популярные лекции для широкой аудитории, в рамках нашего института себя исчерпал. Но дело это было хорошее еще и тем, что объединяло разные поколения людей. В обществе сейчас это очень востребовано. И мы обязательно будем думать над тем, какую предложить новую форму населению – и познавательную, и объединительную…

Пословицу «Век живи, век учись» русский человек иногда продолжает так: «…и дураком помрешь». Но это, если вдуматься, не противоречит главному тезису, а лишь подчеркивает необходимость непрерывного познания.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 157 (4459) от 27 августа 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
КАСИМОВ. В колхозе «Заветы Ильича» убирают картофель. В этом году культура размещена на 330 гектарах
По прогнозам руководителя хозяйства Сергея Кострюкова, с каждого из них будет собрано не менее 230 центнеров клубней.
Между настоящим и будущим
На минувшей неделе в Хабаровске продолжали бороться с большой водой. И не только силами, что призваны встать на пути стихии по долгу службы. Хабаровцы проявили сплоченность и активно ...
Галина Зайцева
Читайте в этом номере: