Безвестное исчезновение детей и подростков в нашей стране по-прежнему остается весьма острой проблемой. Сухие цифры статистики неумолимы – ежегодно в России исчезает около пятидесяти пяти тысяч несовершеннолетних. Специалисты говорят, что к их поиску лучше приступать незамедлительно, тогда вероятность, что результат будет положительным, увеличивается в разы.
В сентябре 2010 года в Подмосковье пропала пятилетняя Лиза Фомкина вместе со своей тетей, страдавшей психическим заболеванием. В течение нескольких дней их практически никто не искал. И только когда информация просочилась в прессу и Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и стали активно действовать. Однако тогда спасти пропавших не удалось, когда их нашли, было уже слишком поздно…
Волонтеры – обычные люди, – участвовавшие в поисках Лизы Фомкиной, решили объединиться. Так появился добровольный поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Сейчас он есть не только в Московской области, но и в других регионах, и Рязань – не исключение.
– Я случайно прочитал на форумах, что существует такой отряд, и подумал, что нечто подобное должно быть и у нас, – рассказывает руководитель рязанского регионального отделения «Лизы Алерт» Александр Гришин. – Съездил в Москву, проконсультировался с основателем московского отряда Григорием Сергеевым о том, как лучше организовать работу в Рязани.
По словам Александра Гришина, сложно точно назвать число добровольцев, готовых при необходимости в любое время суток броситься на поиски пропавших детей и стариков. В группе «Лиза Алерт» (Рязань) «ВКонтакте» зарегистрировано около трехсот человек. «Мы обычно даем объявление о том, что набираем людей на поиски, а приезжают уже те, кто может», – поясняет Александр Гришин.
Каждый раз работа строится по-разному. Это зависит о того, при каких обстоятельствах пропал человек, сколько волонтеров участвует в поисках и какая существует информационная поддержка.
– Печатаем и распространяем листовки с фотографией и объявлением о том, что разыскивается человек. Информацию о пропавшем размещаем и в социальных сетях, – говорит волонтер Римма Желтоухова. – Консультируем родственников: объясняем им, куда следует обращаться, где и как искать. Если ситуация требует оперативного реагирования, выезжаем на место незамедлительно.
За время существования в Рязани отряда «Лиза Алерт» было найдено несколько детей и стариков. Так, в прошлом году в Сараевском районе пропал мальчик. На его поиски из Рязани добровольцы выехали ранним утром. «Потеряшка» нашелся: уйдя из дома, он прятался у своего друга.
«Наш поиск заканчивается на сообщении «найден», а дальше начинают работать другие специалисты: психологи, медики, сотрудники следственного комитета, аппарата уполномоченного по правам ребенка», – объясняет Римма Желтоухова.
***
В прошлом году в Рязанской области в правоохранительные органы поступило сто семьдесят семь сообщений о безвестном исчезновении двухсот восемнадцати несовершеннолетних. Половина из пропавших – воспитанники школ-интернатов.
Как показывает опыт, причины, по которым ребята покидают детские дома, вовсе не в том, что с ними плохо обращаются или ущемляют их права. «Бегунками» зачастую движет дух романтики, желание встретиться с родственниками или друзьями. Покидают интернатные учреждения, в основном, шестнадцати-семнадцатилетние подростки, которые поступили туда достаточно поздно из неблагополучных семей.
Дети убегают из разных семей, независимо от материального достатка и социального положения. Делают они это из-за плохих отношений с родителями, равнодушия взрослых, нежелания учиться.
Как бы то ни было, сбежавшие дети могут стать жертвой преступления или сами нарушить закон, поэтому очень важно как можно быстрее обратиться в правоохранительные органы, а не ждать истечения трех суток. Любой факт ухода ребенка – это чрезвычайная ситуация. Чем раньше начнутся поиски и чем больше в них будет задействовано людей, тем вероятнее положительный результат.
***
У отряда «Лиза Алерт» нет никакой материальной базы и лицевых счетов. Его работа основана на добровольном желании людей поучаствовать в поисках пропавших. «Может, это даже и хорошо, ведь общественная организация не может собой подменять госструктуры, она должна им помогать», – считает Александр Гришин.