В селе Каргашино, на родине Владимира Федоровича фон дер Лауница, восстанавливают память о нем, строя новый храм вместо разрушенного.
Русский военный и государственный деятель, генерал-майор, он построил усадьбу, ансамбль которой, по мнению архитекторов, заставляет вспомнить Царицыно. Сложилось мнение о том, что современное состояние этих усадебных построек, а кроме жилых построек в Каргашино был крупный конный завод, таково, что говорить о возможности восстановить усадебный комплекс не приходится. И все же…
С 2006 года в селе возводится новый храм на месте разрушенного. Инициативу проявил и находит средства для этой стройки Михаил Юрьевич Лермонтов. Прямой потомок великого русского поэта (он – его правнучатый племянник) и полный его тезка, правнук Владимира Федоровича фон дер Лауница, Михаил Юрьевич Лермонтов сегодня – советник министра культуры РФ, президент Ассоциации «Лермонтовское наследие».
23 августа, в день рождения Владимира Федоровича фон дер Лауница, Михаил Юрьевич Лермонтов вместе с жителями села, руководителями района и ряда хозяйств стал участником богослужения в строящемся храме. Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий совершил молебен на начало доброго дела возрождения храма Рождества Пресвятой Богородицы.
По окончании богослужения Преосвященный Владыка совершил краткую литию у памятного креста на могиле Владимира Федоровича фон дер Лауница. К слову, крест устоял против бульдозера в недавнем советском прошлом, когда на его месте планировалась постройка жилого дома.
По-особому светлый в яркий солнечный день, строящийся храм вместил в себя всех желающих. Обращаясь к прихожанам, всем местным жителям, епископ Дионисий напомнил: возродить храм можно только совместными усилиями и молитвой.
– Нельзя здесь возродить все дистанционно, из Москвы, – считает Михаил Юрьевич Лермонтов. – Каргашино возродится духом живущих в нем людей. Надеюсь, храм сможет стать фундаментом для объединения людей.
Думается, возрождение интереса к личности барона фон дер Лауница, бывшего губернатора Тамбовского и градоначальника Санкт-Петербурга, где он и был убит в 1906 году, изучение истории его жизни и родового имения может стать основой благо устройства здешних мест и, может быть, началом возвращения исторической памяти. Памяти, столь нужной тем, кто без России обойтись не может.