Хотя ситуация, складывающаяся вокруг Сирии, не стояла в повестке дня Петербургского саммита и обсуждение ее проходило как бы за рамками официальной встречи лидеров ведущих мировых держав, но оно (обсуждение) позволило каждому участнику саммита определить свою позицию (кому-то, может, уже будучи в Стрельне).
Подготовка ряда западных стран (прежде всего, США) к военной операции против суверенного государства на Ближнем Востоке не может не настораживать уже потому, что идет она вне зависимости от результатов работы экспертов и заключения Совета Безопасности ООН. Тем самым подрывается сам принцип обеспечения международной безопасности, против чего, собственно, и выступает Россия. Об этом совершенно однозначно говорил Президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита: Россия и дальше будет помогать Сирии: «Будем. Как и сейчас помогаем. Мы поставляем оружие, сотрудничаем в экономической сфере. Надеюсь, больше будет сотрудничества и гуманитарного, в том числе и в виде поставок гуманитарной помощи по оказанию поддержки тем людям, гражданскому населению, которое оказалось в очень трудной ситуации сегодня». То, что ряд ведущих западных держав в ходе саммита высказался против военного вмешательства во внутренние дела Сирии – свидетельство укрепления внешнеполитических позиций России, которая имеет свою твердую позицию и высказывается о ней без намеков и недоговорок. Похоже, после саммита американскому президенту не просто будет продолжать вести свою линию, не потеряв при этом лица.
Обсуждая итоги «домашнего» для России саммита «двадцатки», многие комментаторы делают акцент именно на его «сирийской» странице, оставляя без внимания весьма существенные вопросы из официальной повестки дня. А они вовсе не второстепенны. Речь на форуме шла о путях выхода из глобального экономического кризиса, что сегодня актуально для всех стран, встроенных в систему мировой экономики, а также о борьбе с оффшорными зонами ухода от налогов, о поддержке реального сектора экономики, в частности. В этой связи обращают на себя внимание слова главы президентской администрации Сергея Иванова, сказанные уже за рамками форума, о том, что некоторые чиновники высокого ранга указали недостоверные сведения в своих декларациях о доходах. В связке с темой оффшоров, поднятой на саммите В. Путиным, это уже не намек, а заявка на то, что Кремль намерен повести серьезную борьбу с вывозом капитала за российские пределы.
Весьма показательно то, как оценил на Петербургском форуме взаимоотношения России и Китая председатель КНР Си Цзиньпин, который назвал Президента В. Путина «самым хорошим другом». Он также отметил важность положения России «в качестве великой державы». Учитывая сегодняшний политический и экономический вес Китая, который претендует (и не без оснований) на одну из ведущих ролей в международной политике, можно говорить (без всяких предположений) о Китае и России как наиболее близких союзниках. Об этом свидетельствует и ряд экономических контрактов, подписанных между Россией и Китаем в ходе саммита. Четко обозначили свою позицию и главы государств – членов БРИКС, которые без намеков и реверансов показали «старому свету»: они не намерены оставаться в роли второстепенных игроков на международной арене. И не только на словах выразили свое неудовольствие существующей «нетрадиционной» денежно-кредитной политикой, ведущей к кризисам, но и сделали конкретный шаг для укрепления собственных позиций: создали «Новый банк развития» и «Пул валютных резервов».
… «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно», – писал Пушкин о Санкт-Петербурге. Сегодня речь идет уже не только о Европе: о месте и роли России в глобальной политике. И они определены четко, без намеков и недомолвок.