Дождь, первый дождь весны 2010-го, медленно и важно низвергал всю свою первозданную прелесть на улицы и дома Кораблина, на ушедшую утреннюю электричку и опустевший перрон. Подождав еще несколько минут Ларису Даниловну Сыромятникову, с которой мы были знакомы только по телефонному разговору да ее письму, отправился на вокзал, потому что знал: не могла Лариса Даниловна не приехать! Хотя бы потому, что она вот уже в течение нескольких месяцев все пыталась попасть к Василию Гавриловичу Алексееву. Но все дела да проблемы не давали этого сделать. Ведь сама Сыромятникова, хоть и живет в Рязани, все больше в Подольске пропадает, в военном архиве, где продолжает кропотливую работу по поиску тех, кто освобождал ее родной город Велиж, что в Смоленской области. Она даже книгу написала о тех грозных днях, снабдив ее документами и фотографиями. И памятник с ее подачи установлен в тех местах, на открытии которого она присутствовала. И сейчас часто бывает в Велиже, встречается с поисковиками, ветеранами. И продолжает переписку, в том числе даже с Президентом России Дмитрием Медведевым. В очередном письме к нему Лариса Даниловна просит вмешаться и запретить распахивать поле, где находится 28 братских могил. Ведь там похоронено, как минимум, 400 солдат, фамилии которых установила рязанка Сыромятникова…
И вот сегодня, в этот дождливый апрельский день, она впервые за свой многолетний поиск должна встретиться с живым солдатом-освободителем из той СВОЕЙ войны. А узнала Лариса Даниловна о нем из публикации в областной газете «Рязанские ведомости», где написали, что кораблинец В.Г. Алексеев воевал под Велижем и спустя 67 лет после своего подвига получил орден Славы. Именно тогда она и решила побывать у ветерана.
…Вокзал железнодорожной станции Кораблино. Дверь открылась, и вышла навстречу миловидная женщина в серой вязаной шапочке, куртке, со спортивной сумкой в руках. Мы вопросительно смотрим друг на друга:
– Вы никого не ищете?
– Наверное…вас?
Познакомились. Потом, пока ехали к Алексееву на улицу Комсомольскую, Лариса Даниловна с затаенной радостью рассказывала о своей поисковой работе, о том, что вот только вчера вернулась она опять из Подольска, из архива, а завтра уезжает в Велиж.
– А соседи мои думают, что я на даче пропадаю! – засмеялась Сыромятникова.
Подъехали к домику Алексеева, Сыромятникова заволновалась. И тут распахнулась дверь, на пороге появился Василий Гаврилович. Лариса Даниловна бросилась к нему, стала обнимать и целовать. Голос ее задрожал, и сквозь рыдания она на смогла произнести только одну фразу:
– Спасибо тебе, мой солдат-освободитель!..
И долго стояли они вот так, в прихожей. Обнявшись. И сразу ставшие друг другу навек родными
А потом все сели за стол, на котором появились выпечка и прочие угощения, приготовленные дочерью Василия Гавриловича Валентиной Шурыгиной. И потекла неторопливая беседа. Про жизнь, про войну проклятую. И как-то само собой – потому что ведь теперь родня и скрывать им друг от друга нечего – выяснилось, что солдат Алексеев шел со своим 1117-м полком к Велижу со стороны Ржева через Торопец, села Базна, Ястреб-1 и Ястреб-2..
– А мы этим путем вместе с мамой от немца уходили. Не исключено, что мы с вами тогда и виделись. Может быть, вы в нашем доме на ночь останавливались… Я помню, что солдатики были у нас на постое, – все говорила и говорила женщина. – Мне ведь тогда тринадцать лет было – уже большая.
А еще она показывала фотографии солдат и офицеров из своей книги. Кстати, книга эта, называется емко и просто: «332-я стрелковая дивизия в боях за город Велиж». Вот что написала автор Лариса Сыромятникова в предисловии: «…Не принижая роли и значения Сталинградской, Курской и других исторических битв, нельзя не согласиться с тем, что в случае иного развития событий под г. Велиж история не только мировой войны, но и мировой истории в целом пошла бы по другому руслу. Боевые действия исследованы недостаточно, хотя бои здесь шли по всему Велижскому району. О событиях же той поры… могут рассказать старожилы, которые видели эти бои…»
Да, когда писала эти строки, Лариса Даниловна не знала, что из 1117-го полка 332-й стрелковой дивизии в живых нынче лишь один Василий Алексеев. Именно поэтому так трогательна была та встреча, так подробен рассказ о войне, о поиске и о жизни нашей сегодняшней…
Книгу свою Лариса Сыромятникова с благодарностью подарила Василию Гавриловичу. И попросила не только ее полистать, но и внимательно прочитать – может, найдет солдат не только что-то для себя интересное, но и встретит знакомые имена и фамилии…
На том и расстались. Василий Гаврилович Алексеев, дочь его Валентина, которая работу свою любимую бросила, чтобы за отцом ухаживать (мама не так давно умерла), а также внук Василий остались в своем уютном домике на Комсомольской. Они долго махали вслед такому желанному гостю, которого успели полюбить всей душой даже за несколько часов знакомства. А Лариса Даниловна, окрыленная и счастливая, уехала в Рязань. Чтобы завтра снова отправиться в путь к своим солдатам из 332-й стрелковой дивизии…