22:28 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1303

Ого, ЕГЭ! Ага, ЕГЭ…

Единый государственный экзамен может превратить поступление в вуз в… лотерею

В этом году я, что называется, на собственном опыте испытала все прелести преодоления этого лабиринта под названием ЕГЭ. В качестве родителя. Чтобы понять, что это такое, нужно окунуться в этот омут самому.

Мы готовились к итоговой аттестации, занимались с репетиторами по профильным предметам. И сколько бы мне ни говорили сегодня, что к экзамену выпускник может подготовиться самостоятельно, я уже не верю. Практически все мои знакомые выпускники готовились к ЕГЭ вне школы: посещали специальные курсы, занимались с репетиторами, ходили на дополнительные занятия… И школа им в этом не помощник не потому, что не хочет помочь, она – не может. У нее нет для этого ресурсов. Каких? Попробую объяснить. Для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, нужно хорошо знать весь школьный курс с 7-го по 11-й класс. А если что-то забылось из древней русской истории? Никто тебе на уроках в выпускных классах объяснять это заново не будет. Нет на это, прежде всего, времени. А если ты в 7-м классе не считал историю важным предметом и не собирался сдавать по ней ЕГЭ? А если учитель пропустил «легкую» тему культуры как не очень значимую? А в КИМах по истории вопросы культуры есть наравне с множеством других. Вот так и прокладывается дорога к репетитору или на дополнительные занятия. Такая же проблема и с биологией, и с физикой, и с географией, и с литературой…

Никто при сдаче ЕГЭ не требует знаний помимо программы. Просто программы у нас информационно насыщенные, многое за годы учебы в школе забывается как необязательное, а составители КИМов такой забывчивостью не страдают.

Скандальная репутация

Каждый год приносит нам новые скандалы со сдачей ЕГЭ. То поймают с поличным учителей, решающих за своих учеников задачи. То сдавать экзамен вместо выпускников школы приходят студенты вузов. В этом году вдруг стал популярным в ряде российских регионов «ЕГЭ-туризм» – перевод детей из столичных школ в отдаленные, где сдать экзамен проще потому, что наблюдатели не очень строго наблюдают. А внезапно заболевшие хроническими болезнями дети местного начальства, сдающие в связи с нездоровьем экзамены досрочно? Поистине велик и могуч наш народ в своем стремлении обойти сбоку любые, даже самые строгие, правила.

В этом году все было проще, чем в прошлые годы, с утечкой информации. Варианты заданий были выложены в Интернете перед каждым экзаменом. Их никто даже не продавал. Их просто можно было найти и решить заранее. Говорят, что каких-то злоумышленников удалось уличить и даже наказать. Но, думается мне, не дети проделали всю эту гигантскую работу и сняли завесу секретности с абсолютно секретных материалов. После летних скандалов с утечкой вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец заявила, что в 2014 году будет выделено около 300 млн. рублей на дополнительную защиту заданий от утечек.

Может, потратить эти деньги с большей пользой как раз на обеспечение прозрачности процесса? Например, опубликовать весь набор заданий заранее в Интернете для того, чтобы выпускники могли их прорешать, подготовившись к тестированию. Окружающая цифровая действительность все более убеждает нас, что никакие тайны скрыть в недрах электронной памяти нельзя. Информация все равно выскочит наружу в самом неожиданном месте. Так может и не париться, не скрывать?

Ведь в том, что в этом году количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, возросло в ряде российских регионов в разы, заслуга не только и не столько образовательной реформы. Уже проведены проверки и наказаны чиновники за излишне «либеральный» подход к организации экзамена. Выясняется, что на результаты ЕГЭ способны влиять не только человеческий фактор, но и технический.

Компьютерная зависимость

Минувшая сдача ЕГЭ озадачила нас решением еще одной проблемы вполне «сталинского» толка. Помните высказывание вождя всех народов «Важно не как голосуют, а как считают»? Оказалось, в ЕГЭ важно, как читают. Несколько знакомых мне выпускников этого года после сдачи ЕГЭ по математике попали-таки под каток компьютерного сбоя. Компьютер неправильно прочитал их ответы, и получили они в результате от нуля до 5 баллов. В прессе мелькала цифра: таких выпускников, вынужденных подать апелляции, вроде бы было около 200. Но достоянием родительской общественности стали и другие цифры. В прошлом году, когда ЕГЭ в Рязанской области сдавало три с половиной тысячи выпускников, всего было подано 340 апелляций, из них 87 удовлетворено. В этом году ЕГЭ сдавало 6300 человек, апелляций было подано по всем предметам 1448, из них 635 удовлетворено. Количество апелляций возросло в четыре раза, в то время как число выпускников даже не удвоилось. В стране цифры другие. Рособрнадзор сообщает: в прошлом году было подано около 100000 апелляций, удовлетворено 33 тысячи, в этом году с апелляциями обратились 80000 выпускников, примерно 20 процентов обращений удовлетворено.

Цифры цифрами, но за каждой такой ситуацией стоят волнения и нервотрепка каждого конкретного ребенка, и без того запуганного перспективой не сдать ЕГЭ. Ведь в школе учителя твердят об этом без конца с девятого класса. Три года дети и родители находятся в напряжении, в ситуации ожидания цунами под названием ЕГЭ. Вот если бы такое тестирование стало обычной ежегодной проверкой знаний, как в странах Европы и в Америке, то не носило бы такого судьбоносного характера и для учеников, и для учителей, как у нас. Если уж инициаторы ЕГЭ так настаивают на его необходимости, пусть такой экзамен станет привычным делом, а не участием в секретной операции с множеством специальных условий.

Из школы – в вуз

Введение ЕГЭ в свое время мотивировали тем, что возрастет доступность высшего образования, коррупция уйдет из вузов, дети из глубинки смогут поступать в столичные университеты. В общем, сдадут дети ЕГЭ – и будет им счастье. Оказывается, что для счастья одного только ЕГЭ маловато будет. Результаты ЕГЭ – это билет на поезд, а до какой станции ехать, решать приходится самому. Возможность подавать документы в несколько вузов на несколько специальностей рано или поздно ставит перед каждым абитуриентом задачу выбора – после первой волны зачислений, после второй… Если все равно, куда поступать, не избежать ошибок. Сам процесс поступления превращается в большую лотерею и игру нервов. Тот, кто не мечется, твердо знает, чего хочет, и ждет – в результате поступает. В начале зачисления списки подавших документы с сотнями фамилий, кажется, не оставляют шансов на успех. Только в финале становится ясным, сколько человек на самом деле подали подлинники документов в комиссию. Они, самые терпеливые и настойчивые, и будут приняты.

Выпускнику школы очень трудно определиться в середине учебного года, какие экзамены ему сдавать, результаты ЕГЭ по каким предметам окажутся для него решающими. Самое простое – выбрать самые легкие для подготовки предметы. Но куда ты потом пойдешь с этим набором предметов? Ответ на этот вопрос для выпускника школы остается неизвестным вплоть до момента подачи документов в вуз. По результатам недавнего опроса, примерно 70 процентов выпускников школ считают, что ЕГЭ открывает возможность для поступления в вуз, и лишь 30 процентов опрошенных считает единый госэкзамен способом проверки полученных в школе знаний.

Так, может, и сделать ЕГЭ в его сегодняшнем виде обязательным лишь для тех, кто намерен продолжить образование в вузах? И сдавать его не в школе и не в университете, а в пунктах приема экзаменов, причем постоянно действующих, от школ и вузов независимых. Если ты готов сдать экзамен еще во время учебы в школе, приходишь и сдаешь ЕГЭ, получаешь сертификат, который потом предъявишь в вуз. Если тебе через год после окончания школы пришла в голову мысль продолжить образование, ты идешь тем же путем. Если ты сертификат о сдаче ЕГЭ хочешь получить вместе с аттестатом о среднем образовании – пожалуйста. А средняя школа найдет, каким способом проверить уровень знаний учащихся. Таким образом она, может быть, будет учить детей, а не готовить их к сдаче ЕГЭ, как сейчас. Ведь самое забавное во всем этом то, что ЕГЭ и сейчас существует как бы отдельно от общего уровня развития ребенка. Например, получение учащимся золотых медалей формально никак не связано с результатами ЕГЭ. Мне известны случаи, когда кандидаты в медалисты сдавали ЕГЭ с очень средним результатом, а медаль все равно получили. Да и аттестат зрелости утратил свое прежнее значение для поступления в университет, стал документом для домашнего обихода.

Сейчас Министерство образования ищет способы сделать результаты ЕГЭ не единственным критерием для поступления в вуз. Снова говорят об учете среднего балла по аттестату. Придумали странное словосочетание – портфолио выпускника. Это чтобы ребенок все одиннадцать школьных лет «копил» свои достижения в учебе, спорте, общественной работе и потом предъявлял их приемной комиссии. Вы представляете, в участников каких гонок за «достижениями» мы превратим при этом условии собственных детей? А сколько возможностей для субъективного подхода откроется вновь перед приемными комиссиями!

Я наблюдаю за всеми этими манипуляциями с ЕГЭ и представляю себе вполне российскую картину: построили вместо шедевра архитектуры некое странное и уродливое сооружение. И теперь стараемся придать ему благообразный вид – обнести забором, насажать вокруг деревьев и цветочков, покрасить в веселенький цвет… Проект все равно уже осуществлен, деньги на него потрачены, сносить не хочется. Да и строители так старались… Пусть уж стоит. Как-нибудь привыкнем.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 175 (4477) от 20 сентября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Понятный Интернет
Прошел первый областной конкурс среди граждан пожилого возраста, организованный региональным министерством социальной защиты населения
Валентина Севостьянова
Сетевой маркетинг, или Сказка о потерянном времени
Как сомнительные работодатели вымогают деньги у горожан
Читайте в этом номере: