С Ашотом я впервые встретился в редакции районной газеты «Ленинское знамя» (ныне «Скопинский вестник») в 1984 году. Редактором тогда была Антонина Сергеевна Шахова. Она предъявляла к нам, редакционным сотрудникам, очень высокие требования, за что по истечении многих лет ей можно только сказать большое спасибо. Это была хорошая школа.
Мы с Ашотом Григоряном – фотокорреспондентом «районки», вместе ездили по скопинским колхозам и совхозам. Газета выходила трижды в неделю, поэтому приходилось работать оперативно, времени на разного рода «изыски» почти не оставалось. Но и тогда, несмотря на постоянный цейтнот, Ашот очень внимателен был к людям, ситуации, в которой они находятся. Он умел схватить на лету именно то мгновение, которое рождает удачный снимок. А если Григорян фотографировал лицо человека крупным планом, никогда не торопился. Обстоятельно разговаривал с героем будущего снимка, внимательно вглядывался в черты его лица, словно пытаясь рассмотреть в них внутреннюю суть собеседника. И только потом фотографировал. Затем наши пути разошлись. Ашот остался в «районке», а меня пригласили в редакцию Рязанского областного радио.
И вот сейчас я держу в руках подаренный Ашотом Рубеновичем фотоальбом «Соль земли». Более ста пронзительных черно-белых фотографий, которые тревожат душу и сердце, наполняют скорбью и радостью, поражает хирургической правдивостью срез пласта жизни. Почти неощутимую подсознательную ностальгию по прошлому или по еще не наступившему будущему чувствуешь, всматриваясь в череду замечательных работ фотохудожника. Невольно вспоминаются слова Пушкина: «Печаль моя светла…».
У Ашота Григоряна уже состоялось шесть персональных творческих выставок: «Гимн единственной женщине», «Рассказы маленького города», «Люди и город», «Дмитриевский монастырь», «История возвращения» и совсем недавно, в год его 60-летия, «Соль земли». В «Hагорной проповеди» (Евангелие от Матфея) читаем: «Вы есте соль земли. Аще же соль обуяет, чим осолится?». Тысячелетия назад появилось это выражение. Трудно было не заметить, что еда без соли пресна, а малая толика соли делает ее вкусной. Hедаром слова «сладкий» и «соленый» происходят от общего корня. Солодкий, по-старорусски – вкусный. Со слов апостола, соль земли – лучшие люди, те, кто придает жизни вкус и смысл. В фотоальбоме Ашота Григоряна главное место занимают именно такие люди, их лица. Старые и молодые, грустные и веселые, сомкнувшие брови в глубоком раздумье или, наоборот, как будто устремившиеся взглядом в неведомую даль. Эти люди и есть соль нашей земли. В этом смысл и названия, и содержания альбома.
Мой друг по-прежнему работает фотокорреспондентом в газете «Скопинский вестник». Он считает, что как фотохудожник он вырос оттуда, из нашего общего с ним теперь уже далекого прошлого. У его творчества два мощных ствола, которые питают одни корни.
– Я начал делать художественные фотографии на основе опыта, который получил в газете, – считает Ашот Рубенович. – Фотокорреспондент дает оперативную информацию о работе человека. А в художественной фотографии надо раскрыть его внутренние качества, это очень сложно, но увлекательно.
Однажды Ашот Григорян по редакционному заданию поехал в отдаленное село Горлово. И вдруг увидел переходящую через улицу хромую старуху с палкой в одной руке и с «авоськой» в другой. А за ней ковыляла старая хромая собака… Было всего несколько секунд, чтобы нацелить фотоаппарат и сделать снимок. Ашот, споткнувшись и падая в какую-то некстати подвернувшуюся под ноги траншею, успел нажать на спуск. Теперь это одна из любимых фотографий Григоряна, которая занимает почетное место в его фотоальбоме. Он уверен, что у настоящего фотокорреспондента должно быть интуитивное восприятие происходящего, когда ты еще не осознаешь почему, но уже знаешь, что это важно, и снимаешь.
– Профессия оставляет свой отпечаток, – размышляет Ашот Рубенович. – Общаясь с людьми, я ловлю себя на том, что смотрю на собеседника будто бы через камеру. Прикидываю, какое освещение, что главное в его лице, насколько интересен он как персонаж для очередной фотоработы, в чем суть его характера. Не знаю, плохо или хорошо, но избавиться от этого уже не могу.
…Со страниц глянцевых журналов бездумно, в нарочито эффектных позах глядят модные красавицы и красавцы, которые почему-то скромно считают себя «звездами». Полистаешь, и глаз замыливается от этой бесконечной и никчемной пены, вращающейся в мутных затонах широкой и бурной реки нашей жизни.
А в скромной районной газете «Скопинский вестник» и в замечательном фотоальбоме Ашота Григоряна живут совсем другие, настоящие, люди, которые и составляют соль земли. Ашот Рубенович делает свою работу так, что каждое фото сначала вызывает эмоциональный всплеск, а потом заставляет человека задуматься. Потому что снимки его пронизаны лично выстраданной философией, в основе которой – правда жизни.