22:28 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1920

Хорошего вам рельефа!

Это пожелание вполне уместно для тех, кто хочет построить дом или заняться земледелием

Домик в деревне… Неважно какой: собранная из бревен избушка-теремок, скромный одноэтажный коттедж или сооруженный с большим размахом «дворец» – все это для нашего рассказа неважно. Значение имеет лишь то, где он построен.

Бывает, что человек, не стесненный в средствах да еще с «понтами», такой «домик» себе «отгрохает» да на таком распрекрасном месте!... А местные жители, глядя на новостройку из-под ладошки, с сомнением говорят: «Зря он так расстарался, у нас в селе сроду на этом месте никто не строил». И не зря, как потом оказывается, говорят: «домик»-то с каждым годом ползет вниз и ползет. Сколько еще денег надо будет для укрепления грунта! А может быть, они и пропадут напрасно.

 

Проблемы у тех, кто решил поселиться на земле, бывают разные, – рассказывает молодой ученый РГУ имени С.А. Есенина Юлия Кочеткова. – Иногда человек увлекается земледелием, ему хочется самому все растить для своего стола. А участок, на котором он с таким рвением трудится, вдруг начинает заболачиваться. Или, например, видит трудяга; земля у него вроде бы плодородная, черноземная, а семена плохо всходят, овощи на грядках не вызревают…

– Так в чем же дело? Какую такую премудрость не понимают или не учитывают наши дачники? – спросила я.

– О дачниках, может быть, и не стоит уж слишком беспокоиться, для них главное – отдохнуть, а вот людям, имеющим планы всерьез заниматься земледелием, надо учитывать одну вещь – геоморфологию земли, говоря проще, ее рельеф.

Как следовало далее из рассказа моей собеседницы, люди обычно не придают значения тому, какова поверхность земли. Ровная она или, наоборот, в углублениях, ямках. Эти «ямки» бывают разной величины и глубины, располагаются с разной густотой, и у специалистов называются «расчленением». Кроме этого для рельефа важны наклон поверхности площадей, структура эрозийной сети и некоторые другие тонкости. И вот по всем этим показателям можно определить, насколько пригоден тот или иной участок, та или иная территория для жизни и деятельности человека. Такую цель и поставила Юлия Кочеткова в своей диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата географических наук «Эколого-геоморфологический анализ размещения сельского населения на территории Рязанской области». Работа была успешно защищена на заседании диссертационного совета Института географии РАН в конце мая нынешнего года.

Нельзя сказать, что Юлия первой заинтересовалась этой проблемой. Территорию Рязанской области с разных аспектов изучали многие ученые-географы вуза, в том числе научный руководитель Ю.Кочетковой доктор географических наук, профессор Вячеслав Андреевич Кривцов. Учитывая все это, и по совету своего наставника молодая исследовательница занялась эколого-геоморфологическим анализом рязанских пространств с точки зрения комфортности проживания на них человека. И, как следует из ее работы, обыкновенные ямы и ямки на поверхности земли, а также некоторые другие незаметные для большинства людей вещи, имеют для них (людей) подчас решающее значение, а в исторической протяженности играют прямо-таки глобальную роль.

Если нет расчленения или оно очень мало, что такого плохого может случиться? Вода на данной территории будет застаиваться, и образуется болото. Может ли человек жить на болоте? Нет. Поэтому люди выбирают из всего заболоченного пространства места посуше и строят там свои жилища. Что мы наблюдаем, например, в Клепиковском районе, где деревни очень часто располагаются как бы отдельными кучками на отдельных сухих местах. В то время как в центральных и южных районах нашей области сельские населенные пункты очень часто идут вдоль дорог полосой.

Но расчленение – это еще не все. Близость воды нужна человеку, что дает возможность судоходству, рыболовству и т.д. Поэтому со временем население пошло от клепиковских озер к Оке и другим рекам, и заболоченные места остались как бы в стороне. Потом наряду с естественными водными путями возникли рукотворные – железные и асфальтовые дороги. Появились придорожные поселения. В результате всего этого получилось, что наиболее плотно заселенными оказались центральные территории Рязанской области, что и отражено на эколого-геоморфологической карте, которую вычертила для иллюстрации своей работы Юлия.

Рассматривая ее, я замечаю, что не только в центре, но и на юго-западе есть территории плотного заселения.

– Это уже другой вопрос, – поясняет мне молодой исследователь. – Южная часть рязанских земель всегда страдала от нападения кочевников и других внешних врагов. Конечно, хорошо жить вдали от всяких опасностей, но ведь и Родину, государство надо кому-то защищать. Поэтому с юга у нас появляются оборонительные сооружения, довольно большие населенные пункты, что служит форпостом наших земель. А в дальнейшем здесь разведывают полезные ископаемые, начинается их добыча, развивается производство, и, соответственно, растет население.

– Независимо от геоморфологии? – удивляюсь я.

– Зависимость от географии здесь есть, поскольку речь идет о залежах полезных ископаемых, – поясняет мне Юлия. – Но, если прямо отвечать на ваш вопрос, могу сказать: как ни велика роль географических факторов в расселении человека, социальный фактор сбрасывать со счетов никак нельзя. И он очень часто бывает решающим.

Такой вывод Юлии помогли сделать поездки по разным населенным пунктам области во время работы над диссертацией. Эти выезды в конкретные места, к конкретным людям часто подтверждали ее теоретические выводы, а иногда и нет.

Вот приехала она, например, к бабушке своего мужа в Ухоловский район. Ну просто райский уголок – лес рядом, пруд. И, кстати говоря, рельеф подходящий. А народу в деревне все меньше и меньше. Почему? «У нас асфальтовая дорога только до магазина, – рассказывают сельчане. – Как же в таких условиях жить?»

А вот бабушка в город, как ее ни зовут, ни за что уезжать не хочет. «Комфортно там, где сердцу комфортно», – рассуждает она. Но это, как говорится, уже другая история.

Ландшафтное же планирование территории нам во всех отношениях нужно. Используя карту-схему эколого-геоморфологического районирования, руководители муниципальных образований могут вполне обоснованно одни участки использовать под сельскохозяйственные угодья, другие – отдать под застройку. Так что молодой ученый Юлия Кочеткова написала очень хороший и полезный труд.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 179 (4481) от 26 сентября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Школа с видом на лесничество
Беречь и охранять родную природу в Заборьевской школе учат с начальных классов
Права автомобилистов
Зная их, вы сможете требовать выплату неустойки и бесплатный ремонт
Читайте в этом номере: