22:29 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2368

Нет культуры без книги, а книги – без культуры

Анатолий Горбунов, вице-президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР), проработал 31 год в книжной торговле. И все это время он сердцем «не принимал», когда слышал в адрес работника книжной торговли «торгаш». «Мы идеологи! Мы деятели культуры!» – говорит Анатолий Владимирович. И книжный магазин, в его глазах, это культурный и духовный центр. Как же сочетаются сегодня, на взгляд специалиста, культура и экономика?

Беседу с корреспондентом «РВ» Анатолий Горбунов начал с признания, что очень любит наш город. Его отец родился в Рязани, тут, у бабушки, Анатолий Владимирович жил мальчиком. Его радует, что в Рязани налажена книжная торговля.

А.Г. – Я люблю рязанский «Книжный Барс». Говорят, однажды пришла в супермаркет пожилая женщина, увидела всю эту красоту и заявила: «Вот сейчас сяду тут посреди зала – и никуда не уйду!» Я восхищен теми, кто создавал этот книжный магазин – это настоящая поэзия!

Р.В.Но, к сожалению, «Книжный Барс» в Касимове – этом самом крупном районном центре Рязанской области – закрылся. Вроде бы, не смог платить аренду.

А.Г. – Этот печальный вопрос стоит в целом по стране! По данным Госком­издата СССР, в Российской Федерации в 1990 году было 8 475 книжных магазинов. Сейчас мы считаем, что в РФ не более полутора тысяч книжных магазинов.

Р.В. Что значит «мы считаем»?

А.Г. – В советское время все книжные магазины были государственными предприятиями. Они отчитывались перед финорганами и органами госстатистики. Была точная информация, сколько в стране магазинов, сколько работающих, какой товарооборот, какая прибыль и т.д. Сейчас Росстат заявляет, что оборот книжной торговли составляет 0,8 – 1 процент от общего оборота торговли – и книжная торговля ему не интересна. Мы пользуемся данными, которые присылают нам книготорговые предприятия. Так как это выборочные материалы, мы не можем считать их точными, но процентов на 80 они соответствуют реальному положению дел.

Р.В. – А почему статистические данные, четкий учет важны для вас?

А.Г. – Мне часто задают вопрос, что такое наша ассоциация. Я говорю: это правозащитная организация! Мы защищаем права и интересы книжной торговли. Следующий вопрос: от кого? К сожалению, часто получается, что – от местных властей. От местных органов власти зависят арендная плата, налоги, тарифы на коммунальные услуги, страховые взносы. И они же, к сожалению, порой выселяют книжные магазины из их помещений. Хотя бывает и так, что притеснения в правах исходят от частных лиц. Наша ассоциация защищает магазины, если они обращаются за помощью. Мы не делим сегодня книжные магазины на государственные или частные – помощь необходима всем.

Р.В. – Разве до сих пор сохранились государственные книжные?

А.Г. – В Москве – «Московский дом книги», у него сорок книжных магазинов. Это самая крупная государственная сеть. Муниципальные книжные магазины сохранились в Астрахани, Нижнем Тагиле, некоторых городах Московской и Ленинградской областей. Но их буквально по пальцам можно пересчитать.

Во всем мире, в том числе и в России, книжная торговля состоит из магазинов, входящих в книготорговые сети, и независимых книжных магазинов. Книготорговые сети – это несколько книжных магазинов, входящих в состав предприятия, у которого есть финансовые и организационные возможности содержать и развивать книжную торговлю. Независимые книжные магазины, в основном, – небольшие и средние магазины, «за плечами» которых никто не стоит. Их можно сравнить с небольшим кораблем, плывущим по океану. Один на один они остаются перед трудностями, защитить их практически никто не может. Вот тогда они и обращаются к нам.

Р.В. – А в чем заключается ваша помощь?

А.Г. – Пишем письма, поднимаем общественность. Само название – «Ассоциация» – на кого-то магически действует. Или впечатляет факт, что в Москве узнали о местных делах… Иногда приходится лично ехать на место, встречаться с губернатором или мэром.

Р.В. – Вам удавалось защитить права каких-либо магазинов?

А.Г. – Лет 16 тому назад в Ярославле пытались закрыть «Дом книги». Мы написали письмо тогдашнему мэру. Оказывается, иногда такие письма доходят до адресата. Наше письмо было прочитано, и 14 лет магазин никто не беспокоил. К сожалению, перед 1000-летним юбилеем города магазин перестал существовать. Вместе с Российским книжным союзом мы отстояли книжный магазин в Нижневартовске. А совсем недавно «Дом книги» в Екатеринбурге выиграл у администрации города суд по вопросам выкупа торговых площадей. Здесь АСКР тоже помогла коллективу. Нам удается сохранять книжные магазины примерно в половине сложных случаев.

Р.В. – Но это лучше, чем ничего!

А.Г. – К сожалению, этого недостаточно. В свое время мы разработали диплом «Ревнителю и попечителю книжного и библиотечного дела» – для губернаторов, приложивших усилия к развитию данной сферы. Вручали дипломы лет восемь, потом от них отказались. Нет показателей для такой награды! В лучшем случае власти присоединяются к действиям энтузиастов-книжников. Мы бы хотели, чтобы в оценку деятельности губернаторов был введен показатель развития книжного дела в регионе. Но пока власти не до книг… В октябре 2009 года главы государств – участников СНГ подписали Декларацию о поддержке книги. Что сделано за это время? Беларусь в прошлом году приняла Закон об издательском деле и провела Год книги. Президент Украины подписал указ о поддержке книжного дела в этом году. У нас же три года тому назад в Госдуме прошло заседание «круглого стола» по вопросам книжного дела, были приняты «красивые» рекомендации, но ни один пункт из них не выполнен до сих пор.

В проекте закона о культуре, внесенном в Госдуму, слово «книга» ни разу не упоминается. Но ведь нельзя рассматривать культуру без книги, а книгу – без культуры! Мы уже лет десять бьем тревогу, что Россия из читающей страны превращается в нечитающую! Бумажная книга стала уступать телевидению, Интернету, другим мобильным средствам. Семь лет назад в Санкт-Петербурге была подписана национальная программа поддержки и развития чтения в РФ. Прошли годы, а национальная программа так и не стала государственной.

Р.В. – Есть ли в российском книжном деле поводы для оптимизма?

А.Г. – Я должен сказать слова восхищения людям, которые посвятили себя книге! Это патриоты, перед которыми нужно снимать шляпу! Сегодня мы, наверное, достигли дна падения книжной культуры, и государству, властям пора обратить внимание на проблемы книжной отрасли и от лозунгов перейти к конкретным действиям по ее поддержке.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 180 (4482) от 27 сентября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Строго по рецепту
Одну из рязанских аптек могут лишить лицензии на фармацевтическую деятельность
Книжные новинки
Елена Сафронова
Читайте в этом номере: