Почему ненадолго? Так по-другому пока на наших дорогах не бывает. Только за полугодие – с января по август 2013 года, – по данным сайта Госавтоинспекции МВД России, в стране произошло более 127 тысяч ДТП с особо тяжкими последствиями. Погибли более 16 000 человек, а травмы получили более 163 тысяч. Данные прошлого года свидетельствуют: увеличилось число ДТП по вине нетрезвых водителей. Все попытки ужесточить ответственность за езду «под градусом» и нарушения правил всеми участниками дорожного движения ожидаемого результата пока, увы, не дали. Почему? Вопрос из разряда риторических.
Та же статистика неумолима: за последние два года резко возросли и число машин на дорогах, и число автовладельцев. При этом ширина дорожных полос осталась прежней. К тому же, чего греха таить, учить и учиться в автошколах разного калибра заметно лучше не стали, так что положение продолжает оставаться незавидным.
Из-за не самой крупной аварии на перекрестке, например, можно почти два часа провести в «глухой пробке». Просто разбираются в таких ситуациях у нас не быстро, бумаг заполнить и обмеров на местности сотрудникам ГИБДД выполнить требуется ворох – на все время нужно, наше, между прочим, пассажиров и пешеходов, время. И зачем нам в таких ситуациях использовать современную технику, фиксирующую до мельчайших подробностей случившееся? Зачем, по примеру тех же США, сразу же растаскивать виновников ДТП на обочины и освобождать дорогу для того же общественного транспорта, а уж потом разбираться в случившемся? Права двух-трех автовладельцев должны быть соблюдены в дорожной аварии неукоснительно. А как же те, кто на работу опаздывает? Да бросьте, граждане, паниковать: машины – собственность личная, дорогая, а работа, она же, по известной пословице, никуда не убежит... Вот и звонила вся наша маршрутка на минувшей неделе по очереди на работу в разные места с одним и тем же по содержанию сообщением: застрял(а), не едем, а стоим, неизвестно, когда буду. Похоже, всем повезло с начальством договориться, только стояние в «пробке» от этого не сократилось.
А еще у нас запросто можно в ловушку угодить, если нет электричества в проводах по центральной магистрали Рязани. Вечером в минувший понедельник вроде бы случился обрыв на линии электропередач – троллейбусы встали длинной неподвижной колонной вдоль всего Первомайского проспекта, сократив вдвое общую пропускную способность дороги для движения всех остальных видов общественного транспорта. И ползли маршрутки и автобусы по проспекту еле-еле, так что многие пассажиры не выдерживали и выходили из салонов: лучше медленно идти пешком, чем удобно стоять в нескончаемой «пробке». Прибавьте к этому то, что случился обрыв на линии в часы пик, и вы почти поймете чувства тех, кто почти через два часа попал, наконец, домой из центра.
Про дураков на дорогах уже даже анекдоты не придумывают: скучно. Может, нам хотя бы от скуки ввести штрафы, например, как в Японии, где наказывают за езду в одиночестве в часы пик в своем собственном авто? Думаете, совсем фантазия разыгралась? После такого почти осадного сидения в транспорте и не такое в голову прийти может.
Впрочем, и это не предел дорожных мытарств. Совсем худо придется, если нештатная ситуация сложится на трассе. Вот поломается транспорт – всякое в дороге случается, – а тебе по работе срочно надо попасть в небольшой город. Тот случай, когда уже и успеть невозможно, и опоздать нельзя. Такое тоже случилось, и тоже совсем недавно. Голосовать на трассе так, чтобы тебя подвезли, надо уметь. Ты не умеешь, и движущиеся в нужную тебе сторону машины даже не притормаживают, несутся мимо: им крайне некогда.
Выход все же находится: притормаживает дальнобойщик и, не особо расспрашивая, соглашается довезти тебя до места. Без денег. Просто потому, что дорога большая, и всякое на ней может быть. Пока ты в дороге, водитель, если ты спросишь, охотно расскажет, откуда он, куда и с чем едет. И вроде он не особо торопится, идет себе со средней скоростью 90 километров в час. Но он и тысячу километров за сутки проехать может, если нужно, и не считает, что делает при этом что-то особенное.
В дороге он на связи с такими же, как сам, дальнобойщиками – его рация всегда включена. И ты понимаешь, что на дороге, то есть в жизни, нельзя остаться в одиночестве: пропадешь. И действовать в жизни нужно тоже по закону дорожного братства: если можешь, помогай другим, тогда, когда нужно, помогут тебе.