02:18 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3784

Виктор Паршиков: «Мне приятно, что люди нам верят»

О теневой зарплате, аутстаффинге и вредном производстве корреспонденту «РВ» рассказал руководитель Государственной инспекции труда в Рязанской области

Все права трудящихся прописаны в Трудовом кодексе РФ. Однако нередко они ущемляются работодателями. За тем, чтобы этого не произошло, следит Государственная инспекция труда в Рязанской области, которая призвана защищать трудовые права граждан.

Каковы же приоритеты в ее деятельности? С таким вопросом наш корреспондент обратился к руководителю Государственной инспекции труда в Рязанской области – главному государственному инспектору труда в Рязанской области Виктору Владимировичу Паршикову.

В.П. – Мы для себя установили три основных приоритета. В первую очередь, это погашение задолженности по зарплате. Во-вторых, легализация трудовых отношений, в-третьих, создание цивилизованных комфортных условий труда. Объясню, почему на первое место ставлю вопросы зарплаты. С одной стороны, человек труда живет именно на свой заработок и других доходов у него мало или нет вовсе. С другой, всем известно, что принудительный труд запрещен, но мало кто знает, что с ним ежедневно сталкиваются многие наемные работники. Ведь согласно статье 4 ТК РФ к принудительному труду относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере. Кому неизвестно, что подобная ситуация нередко имеет место быть? Поэтому погашение и полную ликвидацию задолженности по зарплате мы считаем своей основной задачей. По данным Рязаньстата, общая сумма задолженности по заработной плате на 1 сентября этого года составила 23,14 млн. рублей. Таков объем задолженности 1099 работникам только трех организаций области – ООО и ЗАО «Рязанский станкостроительный завод» и «Бройлер Рязани». Однако, по сведениям ГИТ, реальная задолженность на ту же дату составила около 115 млн. рублей в более чем 30 организациях, но при этом орган статистики этой информацией не располагает. В результате проведенных нами проверок задолженность в указанных организациях подтвердилась. По требованию инспекторов труда крупными должниками-работодателями утверждены графики погашения задолженности, благодаря чему в этом году людям было выплачено 120 млн. рублей причитающейся им, но задержанной зарплаты. В целях минимизации задолженности в регионе инспекцией труда сформированы реестры организаций-должников, в том числе банкротов. Кроме того, для уточнения ситуации в указанных организациях ГИТ направлены запросы в Арбитражный суд Рязанской области, отделение ФСС, Пенсионного фонда, Управление ФНС по Рязанской области, главам муниципальных образований.

Р.В. – Трудно ли заставить работодателя рассчитаться с долгами по зарплате?

В.П. – Как правило, это удается. Иногда достаточно просто нашей инициативы. Например, недавно мы узнали, что одно из сельхозпредприятий Сараевского района задолжало работникам 4,5 млн. рублей. Позвонили главе администрации, районному прокурору и хозяину предприятия, назначили встречу через три дня. Когда наш сотрудник в указанный срок приехал на нее, собственник хозяйства уже ждал его с документами, он в эти три дня выплатил людям все деньги. По результатам проверок в 2013 году в отношении должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было возбуждено и рассмотрено более 600 административных дел, наложено административных штрафов на общую сумму свыше 5,6 млн. рублей, из них взыскано около 80%. В наиболее сложных случаях подаем в суд, и он выносит справедливое решение. За несколько последних лет задолженность по зарплате сократились в разы. Но существуют и весьма хитрые способы не платить работникам. Яркий пример – ситуация на станкозаводе, хозяева которого находятся в Москве. Они создали общественную организацию «Рязанское областное отделение Межрегиональной общественной организации инвалидов-станкостроителей (РОО МООИС) «Работа и достоинство», в которую входят все работники предприятия, а оно разделено на 14 организаций-подрядчиков, таких как ООО и ЗАО «РСЗ» и другие. Все основные средства сдаются им в аренду. Сотрудники выведены за штат компании-заказчика и оформлены в штат компании-подрядчика, при этом продолжая работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности. Такая схема называется «аутстаффинг» (англ. out – «вне» + англ. staff – «штат»). Некоторые компании переводят на аутстаффинг весь штат, кроме генерального директора и главного бухгалтера. В этом случае собственнику нет необходимости вести кадровую документацию, заполнять табели учета рабочего времени, книги учета трудовых книжек и многие документы и процедуры, связанные с кадровым делопроизводством. Инспекция труда, миграционная служба и иные проверяющие органы не могут оштрафовать компанию за нарушения, связанные с кадровыми, миграционными и налоговыми вопросами по персоналу. При использовании аутстаффинга организация и ее руководство полностью освобождены от ответственности не только перед проверяющими органами, но и в случаях трудовых споров. Не платят зарплату – а мы тут причем? Продать имущество и выплатить людям долги невозможно, так как у подрядчиков в собственности ничего нет, а их директора постоянно меняются. Законодатели пока только спорят о возможности привлечения к ответственности собственника, а не очередного директора.

Р.В. – Все мы знаем, что нередко работник получает зарплату в конверте…

В.П. – Важным моментом легализации заработной платы является реальный ее размер, начисленный и выплаченный работнику. Если человек получает зарплату в конверте, он не только не думает о будущей пенсии, но и при увольнении рискует получить выплаты из расчета минимального размера оплаты труда. Есть и чисто экономический аспект: основные налоги идут именно с заработной платы. Государство недополучает средства для решения социальных проблем. Необходима полная легализация трудовых отношений. Бывает так: строится дом, есть техника, работают люди, а в штате директор, главбух, главный инженер, прораб. А где же рабочие? Берут человека с улицы: выложи плитку, получи свое и иди. Анализ свидетельствует, что наиболее проблемными с точки зрения уровня начисленной заработной платы являются организации, осуществляющие деятельность в сферах рыболовства и рыбоводства (средний размер заработной платы ниже среднего по региону на 29%), строительства (на 26%), торговли (на 24%), сельского хозяйства (22%). Это косвенно свидетельствует о наличии латентной заработной платы в данных секторах экономики, как и выявляемые ГИТ факты выплаты работникам заработной платы в размерах меньших, чем установленный уровень минимальной оплаты труда. Из более чем 60 тысяч хозяйствующих субъектов Рязанской области лишь около 35 тысяч являются работодателями в рамках трудового законодательства, поэтому весьма вероятны его нарушения в результате подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Р.В. – И, наконец, ваш третий приоритет?

В.П. – По прогнозу Минэкономразвития России, в ближайшие 10-15 лет в организациях основных видов экономической деятельности будет работать 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых (в т.ч. 1,6 млн. женщин) будут заняты на работах с вредными и опасными условиями труда. В Рязанской области только 27% промышленных предприятий соответствуют санитарному законодательству. Наибольшее число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, работают на предприятиях с негосударственной формой собственности. Некоторые работодатели считают нормальным немного доплатить или дать три дня дополнительного отпуска за работу в тяжелых условиях. Только за нарушения в сфере охраны труда в отношении должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этом году возбуждено и рассмотрено более 400 административных дел, наложено административных штрафов на общую сумму более 3,5 млн. рублей. Наши усилия приносят свои плоды. В регионе за последние 10 лет сложилась устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Так, начиная с периода 2003 года общее количество несчастных случаев всех категорий тяжести снизилось в более чем в 2,5 раза. Уровень профессиональных заболеваний также уменьшился почти в три раза по сравнению с 2005 годом. Что касается указанных приоритетов в целом, то на недавнем совещании генпрокуратуры по ЦФО нашу область назвали в числе четырех лучших. Это заслуга Правительства области и лично Губернатора, профсоюзов, внесла свою лепту и наша инспекция.

Р.В. – Виктор Владимирович, что лично для Вас значит Ваша работа?

В.П. – Это чувство удовлетворения, что делаешь большое и нужное дело, реально и конкретно помогаешь людям. К нам приходят с обращениями около пяти тысяч человек в год. Мы ведем ежедневный прием, включая выходные и праздничные дни. Есть телефон горячей линии. Принимаем обращения на сайте. 82% жалоб являются обоснованными, в этих случаях мы права работника защищаем и обязательно добиваемся успеха. Мне приятно, что люди нам верят.

Записал

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 185 (4487) от 04 октября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не ради тщеславия
занимались благотворительностью знаменитые рязанские купцы
«Дурь» для подростка
Решение проблемы требует усилий семьи и государства
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: