Новая статья «Охрана частной жизни гражданина» (152.2) запрещает сбор, распространение и использование информации о частной, семейной жизни человека, а также его происхождении, месте пребывания и многом другом. С первого октября завесу тайны над любым гражданином для общественности может приподнять только он сам. Согласно закону, если информация раскрыта самим гражданином, ограничения на ее распространение действовать не будут.
В остальном же тайна частной жизни, как бы ни было широко это определение, будет оставаться тайной, запрещение на обработку данных действует даже в том случае, если информация используется при создании произведений науки и искусства. Главным источником информации о человеке будут считаться интервью либо официальные документы, разрешенные к обнародованию (к примеру, списки доходов политиков и т.п.). Вступившие в силу поправки призваны защищать честь и достоинство обычных граждан, а вот некоторые данные публичных деятелей закон «обходит». Согласно поправкам, запрещенной к сбору информация будет считаться только в тех случаях, если она не обладает публичной значимостью.
Что именно подразумевается под этим термином, неясно, зато понятно, что определяться с категорией значимости информации придется суду. Суд же будет устанавливать размер наказания, которое может включать требование об удалении информации, а также моральный вред. Здесь все предельно ясно, если информация «прошла» в печатном СМИ, по радио или телевидению, придется давать опровержение, что касается Интернета, то оттуда ее попросту сотрут. Особое внимание экспертов вызвало уточнение об уничтожении тиражей и материальных экземпляров носителей противозаконной информации. Многие предполагают, что согласно этому уточнению, на основании судебных решений борцы с неугодной прессой смогут уничтожать целые тиражи из-за одной сомнительной заметки или даже детали в статье. С другой стороны, такая поправка будет работать настоящим «фильтром» информации, стимулируя прессу работать аккуратней и грамотней.
В новой статье есть еще одна интересная деталь: если раньше наказывали только за порочащую информацию, то теперь запрещено распространять любые сведения, даже если они не способны никого опорочить. «Это принцип запрета нейтральной и доброй лжи. Например, при распространении сведений о несуществующей победе гражданина в конкурсе или получении им наследства», – пояснил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Эксперты спешат успокоить тех, кто считает, что поправки «уберегают» от глаз общественности деятельность и жизнь чиновников. Дело в том, что по закону сотрудник госорганов обязан заполнять ряд документов, содержащих важные данные о его жизни, в том числе декларацию о доходах. Эти бумаги подпадают под действие пункта о распространении информации по собственной инициативе. Поэтому их публикация в СМИ не может считаться нарушением закона. Точно так же не будет находиться под запретом распространение личной информации о членах семей чиновников (в частности, имуществе их детей), правда, в том случае, если эти данные получены из общедоступных, официальных источников.