На состоявшемся в минувшую пятницу заседании Госсовета Президент совершенно однозначно говорил о необходимости более эффективно исполнять бюджет на самых разных уровнях.
Да, бюджеты – и федеральный, и региональные – без сомнений, стали весомее. Они имеют четко выраженную социальную направленность. Об этом можно судить и по факту исполнения расходных статей, и по результатам сравнения уровня зарплат, пенсий и пособий сегодняшних и, скажем, десятилетней давности. По бюджетному финансированию на тысячу человек Россия сегодня опережает наиболее развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним развитием – аж в 2, 5 раза. Но не будем забывать: за десять лет выросли не только зарплаты и пенсии, но и наши потребности, тарифы, уровень цен. На днях были опубликованы цифры бюджетов столиц мировых государств и численность их населения. Москва на общем фоне выглядит куда как достойно, заметно обойдя по уровню бюджета на душу населения Лондон. Но приводить в пример Москву, мягко говоря, не корректно: зарплаты, скажем, учителя и врача в Рязани и их столичных коллег – ну о-очень большая разница, как и зарплата чиновника и сельского библиотекаря. Но это уже – конкретика. Статистика же показывает нам неплохую «среднюю температуру» нашего бюджета, да и реальность – уровень потребления у нашего народонаселения – пока также не внушает пессимизма.
На заседании Госсовета речь шла не столько об исполнении «неприкасаемых» статей, коими являются все социальные расходы (с этим проблем особых нет), сколько о результативности целевых федеральных программ, отдаче от вложенных в них народных (это было подчеркнуто особо) денег. Оценки, прозвучавшие в выступлении Президента, членов кабмина, были достаточно жесткими, но объективными. Президент отметил: исполнение программ нередко идет хаотично, крайне неравномерно. «Если здесь что-то меняется, то медленно, микроскопическими шагами», – с неудовлетворением говорил Владимир Путин. Только один пример. С 2006 по 2012 годы шла работа по программе создания кадастра объектов недвижимости, на что было потрачено 42 млрд. рублей народных денег, а система кадастрового учета «так и не доведена до ума». А ведь каждая программа предполагает, что итогом ее реализации должен стать экономический эффект – в виде увеличения собираемости налогов, сокращения затрат, экономии ресурсов. Но пока приходится констатировать: и сами программы тормозятся, и эффект от их внедрения задерживается в пути. К примеру, в этом году госпрограмма «Информационное общество» исполнена на 3,5 процента, развития образования – на 16, 8 процента. Следовательно, и отдача от них пока не та, на какую рассчитывали разработчики. Министр финансов Антон Силуанов обратил внимание на такой факт: за пять лет штат государственных и муниципальных служащих увеличился почти на сто тысяч человек. Надо думать, общество должно уже реально ощутить, что качество предоставляемых властью услуг (напомним – именно так определил функцию власти Президент) должно вырасти. Насколько это соответствует реальности, оценивать уже не Росстату, а нам с вами.
Похоже, «доводить до ума» нужно не только сами программы и проекты, финансируемые из бюджета, но и отношение к их формированию, эффективности и своевременности для страны. Ведь, по большому счету, у нас чаще не в недостатке средств дело (об этом, помнится, еще кот Матроскин говорил), а в неумении ими распорядиться как положено, по-государственному. Или в весьма своеобразном «умении». Но это уже – тема другого разговора.