Антонина Федоровна Филимонова – ветеран Великой Отечественной войны, старший лейтенант, службу проходила на Центральном радиоузле Главного разведывательного управления Генерального штаба. После войны окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в Москве, более тридцати лет преподавала в школах №20 и №70 города Рязани. Награждена орденом Отечественной войны II степени, почетными знаками «Ветеран военной разведки» и «70 лет военной разведке», десятью медалями. Недавно Антонине Федоровне Филимоновой исполнилось 90 лет.
Антонина Федоровна живет в военном городке Дягилево, который после городской суеты встречает тишиной, зеленью и почти советским антуражем. Радистка-разведчица Филимонова прошлое время вспоминает с любовью, и не только потому, что это была ее молодость, но и потому, что люди были воспитаны иначе, «правильно». У нее в запасе много историй, в основном, о службе и сослуживцах: о том, как промокло от девичьих слез знамя во время присяги. О радистке Вологодской, которая посылала вести из тыла, сидя в собачьей будке. Об Эдде Меньшениной, радистке и писательнице, которая после войны работала с С.П. Королевым. О своем старшине, рано поседевшей Вале Асмоловой, помощнице знаменитого разведчика Кузнецова. Все эти истории она рассказывает школьникам и молодым солдатам, вскоре планирует побывать и в части, где служит ее внук.
О себе Антонина Федоровна говорить не любит. Вспоминает, как познакомилась с мужем в Ватутинском гарнизоне, стоя на подоконнике своей комнаты со шторами из бинтов в руках. Или как заново поступала в институт, совершенно не зная английского языка, и писала диплом с ребенком на руках по никому не известной лингвистической системе Потебни. С тех пор язык и преподавание стали частью ее жизни. После окончания института жила с мужем в Риге, преподавала в военно-инженерном училище имени Ворошилова, а потом мужа перевели служить в Рязань, Антонина Федоровна начала работать в школе. Она хранит письма от учеников, помнит различные случаи – и как единственный раз в жизни повысила голос на ученицу, и как ходила с семиклассниками в поход на Вожу. Тридцать ее учеников связали свою жизнь с иностранным языком.
Несмотря на свой возраст и нелегкую, не только военную, жизнь, Антонина Федоровна прекрасно помнит прошедшие события, совсем не жалуется на здоровье и продолжает писать стихи. Чтобы было понятно, почему она такая, Антонина Федоровна рассказывает о своем отце, лучшем гармонисте села Мосоловские Выселки Старожиловского района, он в 1913 году построил там дом на берегу пруда и посадил 40 берез. Ее отец охранял Сталина во время его ночных прогулок, был начальником отделения милиции при Курском вокзале, брал банды «черной кошки». Антонина Федоровна показывает миску – подарок отцу от одного заключенного, которого он помог вытащить из тюрьмы.
Антонина Федоровна ко всему научилась относиться с юмором, правда, расстраивается по поводу молодого поколения, которое уже не так ценит и жизнь, и Родину, и тех, кто все это для них отвоевал. С горечью вспоминает, как пошла получать свидетельство участника войны, и ее назвали «просительницей». Но все это как бы между прочим. После разговора с Антониной Федоровной понимаешь, что он заменяет все программные уроки патриотизма и прекращает споры о национальной идее. Потому что все просто – нужно прожить жизнь человеком.