Увидеть предолимпийский Сочи своими глазами – с таким потаенным желанием ехали сюда на фестиваль журналистов «Вся Россия-2013», проходивший в конце сентября – начале октября, наверное, все представители этой профессии.
Да и кто из нас, говоря начистоту, целиком доверяет красивым картинкам в телевизоре? Особенно если речь идет о расходовании огромных бюджетных средств. «Встретим ли Олимпиаду достойно?» Этот вопрос задавали мы друг другу, верные привычке за каждым парадным фасадом видеть оборотную сторону. В течение нескольких дней ходили, всматривались, выспрашивали, наблюдали. Какова она, атмосфера предолимпийского Сочи?
Под моросящим дождем этой небывало холодной осени на узких извилистых улочках немноголюдно. Нам кажется сначала, что мы тут одни. Но вслед за выглянувшим солнцем показываются отдыхающие. А на всех строительных объектах, как узнаем через несколько дней, работают 74 тысячи человек! Но курорт живет своей жизнью, строители – своей, они незаметны.
«Как можно проводить зимнюю Олимпиаду в субтропиках?» – это, наверное, самый частый вопрос, которым задаются те, кто плохо знает город. Сочи – это и десятки километров пляжа, и горы, на которых уже сейчас лежит снег. Город контрастов. Место встречи зимы и лета.
Предстоящие игры здесь – во всем. И в любопытных взглядах туристов, выбирающих для экскурсий из множества местных достопримечательностей спортивные объекты, и в вывесках и табличках на улицах, где все названия продублированы на двух языках – русском и английском. Не говоря уже о множестве строительных кранов и элитных по виду высоток, поднимающихся по всему побережью…
Знакомство с любым городом начинается с вокзала. Знаменитый сочинский железнодорожный вокзал, построенный по проекту архитектора А.Н. Душкина, – одно из самых красивых зданий города. Но полюбоваться им в полной мере со стороны Сочи сейчас не получится. Выросший перед зданием полицейский терминал и установленный пункт досмотра багажа выглядят на фоне величественной архитектуры как заплаты на старинном камзоле. Но эти меры диктует масштаб предстоящего события: сегодня в Сочи безопасность – на первом месте. Это пояснил позже пытливым журналистам мэр города, заверив, что после Олимпиады все эти сооружения будут убраны.
Перемены, кстати, заметны не только во внешнем, но и во внутреннем облике вокзала, и тоже характерные: здесь появились лифты для инвалидов, эскалаторы. Однако пассажиры по-прежнему таскают тяжелые чемоданы по лестницам: блага цивилизации, как и часть других новшеств в городе, построенных специально к Олимпиаде, пока не запущены. Такая предусмотрительность местной администрации, похоже, не что иное, как другая крайность русского «авось» – «как бы чего не вышло».
«Готовимся», – устало отмахивается от нашего вопроса о предстоящей Олимпиаде таксист. А потом, втягиваясь в разговор, выуживает из внушительной стопки корочек для стражей порядка на дорогах одну, особенную: «Это сертификат, что нас английскому языку учили». В красках рассказывает, какой эффект произвел однажды этот документ на сотрудников ГИБДД при масштабной проверке в Краснодаре. «Вас что, в космос, что ли, готовят?» – изумился инспектор.
От такого «космического» ажиотажа вокруг события действительно можно утомиться. Как и от бесконечной стройки, от перекопанных улиц. Тот, кто бывал здесь десятилетия назад, сетует, что город теряет прежнее своеобразие, стремительно растет вверх, в нем все больше офисных и бизнес-центров, супер- и гипермаркетов. Но постараемся быть объективными. Темнеющий свежий асфальт, исчезнувшие бараки, обновленные коммуникации, а еще новые транспортные узлы, новые социальные объекты, построенные в том числе и на средства бизнеса, – все это вряд ли появилось бы здесь без Олимпиады. Власти хотят, чтобы гостей встретил сияющий новизной город. Не осталось ни одной отрасли городского хозяйства, которая не претерпела бы модернизации за последние годы, поведал мэр Сочи Анатолий Пахомов на встрече с журналистами.
Печальную известность по всей стране давно обрели сочинские пробки. Еще в начале 2000-х город выбился в лидеры по количеству автотранспорта на душу населения. Сейчас угроза транспортного коллапса позади, уверяют чиновники: построено более 360 километров новых дорог и мостов, новые транспортные развязки, аэропорт, железнодорожные пути, центр морских круизных перевозок.
Поражают и темпы обновления энергосетей. Известное выражение «В городе Сочи темные ночи» появилось явно не случайно. Прежде энергия шла в город только по высоковольтным линиям через горы. Аварии были не редкостью, по полторы-две недели город сидел без света. Сегодня построены Сочинская и Адлерская теплоэлектростанции, в процессе строительства – ТЭС в Туапсе и Джубге. Этой энергии Сочи хватит навечно.
Еще одним «больным» местом городского хозяйства до недавнего времени были системы очистки и канализации. Их не критиковал только ленивый, вспоминает Анатолий Пахомов. В отдаленных микрорайонах города этих бытовых удобств просто не было. И эту проблему, существовавшую еще с 1980-х годов, удалось решить в ходе подготовки к Олимпиаде.
Особый предмет беспокойства – экологическая обстановка в Сочи. Трудно поверить, но это первый город в России, где внедрен принцип «ноль отходов». Сегодня все свалки с территории Сочи убраны, а мусор свозят на мусоросортировочный завод и отправляют оттуда на полигон в другой район Кубани.
Сейчас внимание городских властей сосредоточено на благоустройстве. Пешеходные зоны, подземные переходы, цветы – впереди еще немалый объем работ. Из-за них столица Олимпиады выглядит пока не празднично.
На вопрос об отношении жителей к переменам мэр Сочи откровенно признался: на начальном этапе пришлось столкнуться с сопротивлением горожан. Были митинги и перекрытие дорог. Были обиды. «Когда мы начали делать ремонт домов – а он сводился к ремонту кровли, фасада, благоустройству дворов, – люди возмущались: лучше в подъезде, в моей квартире порядок наведите. И это понятно: ожидания огромные, каждый человек хочет что-то от этого получить. Но спустя время по мере наших действий люди начали понимать. Если в 2009 году Олимпиаду одобряло, по оценкам социологов, 32% населения, то сегодня эта цифра – 70%», – рассказал Анатолий Пахомов.
Главный тезис властей, как местных, так и федеральных, которые действуют в тесном контакте: подготовка к Олимпийским играм – это возможность решить застарелые проблемы города. Цели любой ценой провести Олимпиаду никогда не было. Главная задача – чтобы Сочи не просто остался главным туристическим центром России, но превратился в современный конкурентоспособный круглогодичный курорт, спортивный центр мирового уровня. «Роза Хутор», «Альпика-Сервис», «Лаура», «Горная карусель» – названия новых горнолыжных курортов скоро услышит весь мир.
Заметим, что спортивные сооружения – это всего лишь малая частица реализуемого проекта. Притом все спортивные объекты проектировались с двойным назначением. Первое – проведение Олимпийских игр, а второе – использование после игр. Нас заверили, что есть специальная программа «Наследие», которая определяет дальнейшую судьбу всех сооружений.
Если говорить об их сегодняшнем состоянии, суммарная готовность составляет 97%. Об этом сообщил вице-президент государственной корпорации «Олимпстрой» Виктор Прядеин. По его словам, в горном кластере из шести объектов пять уже введены в эксплуатацию. Осталось доделать только трамплин, готовность которого оценивается на уровне 92%. Сейчас он проходит процедуру проверки Ростехнадзором, на нем завершаются работы по благоустройству.
Что касается прибрежного кластера в Имеретинской низменности, где находится Олимпийский парк, здесь введены в строй четыре основных спортивных объекта и две тренировочные арены. Осталось достроить керлинговый центр «Ледяной куб», готовый на 99%, и Центральный стадион, где пройдет церемония открытия игр. «Мы на финишной прямой, у нас нет никаких сомнений и вопросов по поводу готовности к Олимпиаде как в целом, так и по отдельным объектам», – заявил Виктор Прядеин.
Очень хочется, чтобы эта первая в истории новой России Олимпиада прошла успешно и для нашей страны, и для всего мира. Не менее важно, чтобы она дала толчок развитию нашего юга. Что это вполне возможно, мы убедились воочию.