Николай Середа,
член Союза фотохудожников России:
– Перечитываю «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, а вместе с сыном – «Понедельник начинается в субботу» Стругацких (для меня это уже, по меньшей мере, десятое прочтение).
Не расстаюсь со стихами любимых поэтов Тимура Кибирова и Игоря Иртеньева. Раз в год перечитываю Венедикта Ерофеева, его восхитительную поэму «Москва-Петушки». Для меня неотъемлемое качество великой литературы – не только мысль, но и слог, авторский стиль, который услаждает слух. А Гоголь – это музыка для души. Сейчас столько словесного мусора, словесных помоев выливается из приемников и телевизоров, что хочется заткнуть уши. Это же убийство русского языка! Вместе с языком мы теряем что-то очень важное, какой-то неуловимый внутренний настрой. И для меня чтение классики – это как реакция защиты, я таким образом хочу компенсировать негатив, идущий от текстов песенной попсы, окружающей нас всюду.
Когда я читаю текст, мне важно, чтобы он звучал. Я его даже могу нашептывать, если рядом никого нет. Поэтому в транспорте совсем не могу читать поэзию – только техническую литературу. Ее восприятие мало зависит от посторонних шумов и ритмов. Любимую литературу стараюсь приобретать в бумажном формате. Дома есть полное собраний сочинений Гоголя. Но сейчас я читаю «Вечера на хуторе близ Диканьки» в электронном виде и не чувствую особой разницы. Великие тексты остаются великими и будут всегда поражать нас своей глубиной, вне зависимости от того, на каком носителе они представлены – папирусе, бумаге, дисплее компьютера…