11:55 МСК
Понедельник
25 / 05 / 2020
2136

Дорога в лесу

Скоростные трассы для всех животных – больших и малых – становятся смертельно опасными
Автор фото: Иван Назаров. На фото: Встреча с автомобилем стала для лося фатальной
Фото автора.
На снимке: Встреча с автомобилем стала для лося фатальной

В начале осени, после продолжительных дождей в наших лесах, появилось много грибов. Поднявшись спозаранку, я запихнул в багажник машины корзину и еще затемно направился в сторону леса. В свете фар было видно, как мой внедорожник то и дело обгоняли низенькие легковушки с десантом грибников. Мне же торопиться было незачем: раскисшая от дождей дорога конкурентов в грибной край не пустит. Так и случилось. Свернув с асфальта на разбитую грузовиками грунтовку, обогнавшие меня машины выстроились рядком на обочине – ехать по ужасному бездорожью никто не рискнул. Я же на «Ниве», без всякой опаски застрять, направился в свои грибные места, где в одиночестве собирал желанные дары леса.

Здесь следует сделать паузу: грибы – это всего лишь интрига. И хотя она имеет отношение к сути беседы, вернемся к ней позже.

Дорог, больших и малых, в наших лесах великое множество. И число их продолжает расти с устрашающей быстротой. В немалой степени этому поспособствовали пожары 2010 года, после которых стали прокладывать подъездные пути к горельникам, чтобы вывести оттуда погибшие деревья. На карте современной Мещеры видишь густую паутину дорог, ответвляющихся во все направления. Представить трудно, что на месте трассы, где сейчас мчатся автомобили, еще в недалеком прошлом царила несусветная глушь, в которой бурлила жизнь разноликих обитателей. Теперь этот мир неузнаваемо изменился и резко обеднел. Дикая жизнь, конечно, к меняющимся условиям кое-как приспосабливается. Людей животные сторонятся, с первых дней жизни они знают: человек – это большая опасность. А вот машина страха ни у кого не вызывает. И хотя железный монстр несет опасность большую, в наследственной памяти животных этого нет. Например, к глухарям, вылетающим осенью на обочины лесных дорог поклевать мелкую гальку, требующуюся им в желудке для перетирания грубой пищи, можно подъехать чуть ли не вплотную. Вид машины их не очень пугает. Это техническое изобретение человека глухарям, как, впрочем, и многим другим животным, кажется безобидным и отождествляется ими с существом, ко всему равнодушным и вреда никому не причиняющим. Поэтому к машинам они относятся вполне доверительно, нисколько не подозревая об опасности. Браконьеры из этой доверчивости извлекают свою выгоду.

Многие животные, выходя на дорогу, ощущают свободу передвижения. Пробежавшись однажды, они узнают: бегать по ней лучше и удобнее, чем по бурелому или щетинистому кустарнику. Ходить по дорогам любят лисы, кабаны, лоси, волки. Ими обитатели леса пользуются и зимой, особенно когда снег неглубокий. Лет пятнадцать назад я ехал на рейсовом автобусе в Борисково. Было уже темно, и дорога освещалась светом фар. «Гляньте, это же волк!» – крикнул водитель «пазика», замедляя скорость. Все пассажиры прильнули к окошкам: в пучке света было видно, как по узкой и расчищенной от снега дороге трусил крупный волчище. Зверь, похоже, никуда не торопился, поэтому счел нужным пропустить автобус вперед. Для этого ему пришлось запрыгнуть на отвал снега, высившийся на обочине отвесной стеной. Такая любезность со стороны «серого джентльмена» у водителя автобуса снискала уважение: он картинно помахал зверю рукой и продолжил движение. А пребывавшие в неописуемом восторге пассажиры с почтением посмотрели на горделивого, исполненного достоинства зверя.

Однако далеко не все дороги несут обитателям леса благо. Скоростные трассы для всех животных – больших и малых – становятся смертельно опасными. Характер этой опасности диким животным неизвестен. Недавно мне довелось увидеть, как переходившего дорогу лося сбил мчавшийся на большой скорости джип. Зверь, слыша незнакомые звуки, наверняка понимал, что они таят опасность, но вряд ли знал, насколько быстро опасность эта приближается. Намереваясь пересечь шоссе, он выскочил прямо перед автомобилем. Результат оказался плачевным: и зверь, и водитель погибли.

Там, где дороги пересекают богатые дичью леса, потери животных ужасающе велики и, как уверяют ученые, во многом превышают число изъятия зверей во время ружейных охот. Гибнут не только охотничье-промысловые животные, но и другие. Ежи, например. Природа наделила их острыми иголками, которые позволяют спастись от зубов хищников. При опасности ежик быстро сворачивается в шар и замирает. Редко кому удается в этот момент укротить его, разве что сметливая лиса сумеет комок колючек откатить к луже и спихнуть в воду, где еж развертывается и становится ее добычей. Вот и на дороге, увидав приближающуюся машину, обладатель колючек прибегает к своему извечному приему – сворачивается в шарик. Но от колес это его никак не спасает. Едешь и всюду видишь на асфальте распластанные шкурки ежей.

Под колесами машин также гибнут в огромном числе змеи и лягушки. Одни выползают из болот на теплый асфальт, чтобы погреться, другие появляются на дорогах, следуя к местам свадеб или зимовок и, будучи малозаметными, также расплющиваются колесами.

В минувшем столетии, когда дороги к удаленным лесным селениям стали асфальтировать, мой друг – биолог из шацкого села Желанное Николай Терентьевич Кошелев – признался, что это новшество нисколько его не радует. Как человек, радевший за богатство местной флоры и фауны, он был уверен, что дороги, доступные большому числу машин, нанесут непоправимый урон окружающей природе, а значит, все неминуемо изменится в худшую сторону.

Опасения его подтвердились. За последние годы число сборщиков грибов, ягод, целебных трав и других добытчиков увеличилось многократно. Узнав, что этот край славится белыми груздями и рыжиками, в желанновские леса отовсюду потянулись вереницы машин, побродить по перелескам с корзиной в руках приезжают даже из Москвы. Увеличился и поток охотников. В результате знаменитое в этом крае урочище Чатава, славившееся своей труднодоступностью и обилием дичи, оскудело настолько, что услышать теперь тут крик журавля или повстречать лося считается чудом – все испещрено дорогами, вытоптано и пустынно.

Что делать? Проблема, с точки зрения ученых, во многом фатальна. Автомобилей становится все больше и больше, растет и число дорог. В Думе поговаривают, что надо еще узаконить и увеличение скорости на дорогах. При этом о попытках хоть как-то оградить животных от засилья машин речь не идет. И это тревожит. В Швеции, например, беря во внимание тот факт, что копытные звери консервативны и ходят из года в год одними и теми же маршрутами, на дорогах всюду есть предупредительные знаки: «Внимание – переход лосей!» или «Будьте бдительны – переход косуль!»

Заботятся шведы и о невеликих животных, также упреждая владельцев машин соответствующими знаками: «Притормозите – на дороге лягушки!» Для этих малозаметных существ под дорогами еще предусмотрены тоннели, чтобы к свадебным прудам они передвигались беспрепятственно. На Аляске, прокладывая нефтяные трассы по местам обитания копытных зверей, американцы делают арки, позволяющие животным также свободно пройти. С тем же учетом строятся и дороги, под которыми тоже предусмотрены тоннели для передвижения зверей. А в Африке, где животных особенно много, автострады огораживают сеткой.

Сберечь животный мир от разрушения – задача не из легких. На ее решение во всех странах мира тратятся огромные деньги. Чтобы добиться положительных результатов, требуется много сил, времени и терпения. Вот и у нас ученые с большим трудом приостановили строительство скоростной трассы, которая должна была пролегать через… Окский биосферный заповедник (был и такой проект). Планировалось это для того, чтобы соединить Брыкин Бор с Лубяниками. Для чего?! Пришлось очень долго убеждать строителей в том, что дорога нанесет непоправимый ущерб заповедной флоре и фауне.

Вернемся теперь к грибам. В последние годы «тихая» эта охота уподобилась эпидемии, распространившейся среди владельцев автомобилей с невероятной быстротой. Стоит пустить слушок, что в тех или иных местах пошли грибы, как леса начинает штурмовать великая армия грибников. Едешь и всюду видишь на обочинах дорог длинные вереницы машин. Это стало проблемой, и она не такая уж безобидная, как кажется. В лесах становится многолюдно, шумно, многие ходят с собаками, отпуская их с поводка. Трудно даже представить, что при этом испытывают дикие животные, – скорее всего, бегут от шумной толпы как от огня, укрываясь, где придется. Беда кроется еще и в том, что горожане оставляют после себя всюду горы мусора. Коренные обитатели: лисы, кабаны, хори, сойки, вороны и многие другие, вернувшись после грибного ажиотажа из изгнания, роются в пищевых отбросах и растаскивают мусор по лесу.

Как быть? Глупо было бы запрещать людям собирать в лесу грибы и тем самым лишать их возможности общаться с природой. Сам я тоже грибник страстный, появления этих даров природы всегда жду с нетерпением. И все же предпринимать что-то надо. Одними призывами людей к этическим нормам поведения в лесах ситуацию вряд ли поправишь. Тут требуется нечто более действенное. Возьмем дороги. Как было уже сказано, их в лесах немыслимо много и, что характерно, большинство из них стали ненужными. Конечно же, прокладывали дороги эти не просто так – когда-то они служили для добрых дел, а теперь устарели, словно изношенные вещи, от которых следует избавляться. Например, в Канаде и Америке утратившие свое предназначение дороги перепахивают и засаживают деревьями. Почему бы этот опыт нам не перенять? Ведь такими дорогами, кроме расхитителей леса, браконьеров, любителей костров с мангалами и других недругов природы, никто больше не пользуется. А что касается армии грибников, то, может, это и хорошо, когда дожди делают дороги непроходимыми для их машин – хоть какая-то передышка для наших многострадальных лесов. Такие приходят мысли, когда в лесу видишь отслужившие свой срок дороги.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 200 (4502) от 25 октября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Когда все раздражает…
Стресс неизбежен, важно научиться с ним справляться
Людмила Иванова
Любителям старины не до сна
Впервые в Касимовском краеведческом музее 3 ноября 2013 года пройдёт акция «Ночь искусств».
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: