На сегодня из этой «пятерки» постоянно живут в Рязани только Алексей Колчев и Сергей Свиридов.
У Алексея Колчева достаточно публикаций в центральных литературных изданиях – альманахе «Черным по белому!» (М., 2002), посвященном второму московскому Фестивалю поэтов, в журналах «Дети Ра», «Волга», «Воздух», книге «Лучшие стихи 2011 года» (издание О.Г. И) и т.д. Он участвует в поэтических «турне» по России и вечерах поэзии в Рязани. Однако первая книга его стихов «Частный случай» (2013 г.) вышла не в родном городе, а в чебоксарском издательстве «Шупашкар: Free poetry», специализирующемся на современной поэзии. Вторая книга стихов – «Несовершенный вид» – выпущена в Нижнем Новгороде. Обе книги изданы за счет издательств в рамках культурных программ. Так поэтам редко везет. В первом крупном сборнике порядка семидесяти стихотворений. Так что «Частный случай» Алексея Колчева – вовсе не частность, если принять во внимание всероссийский литпроцесс.
При всей художественной актуальности, даже авангардизме своих стихов, Алексей Колчев по складу поэтики – городской лирик, тонко чувствующий как окружающую атмосферу, так и слово, передающее именно то ощущение, которое рождается у поэта. У многих читателей понятие «лирика» ассоциируется со стихами Сергея Есенина – где есть четкий стихотворный размер, явственная рифма, красивые пейзажные описания, яркие образы… Но искусство не стоит на месте, поскольку меняются его творцы – люди. У современной лирики та же основная цель, что и у ее «предшественницы»: выражать человеческие чувства возможно более искренне, призывать к сопереживанию и духовному преобразованию. Гамма главных человеческих чувств осталась той же, что в античности. Зато у них появилось больше оттенков, продиктованных стремительными и радикальными общественными процессами. И технический арсенал современных поэтов сложнее, чем в Серебряном веке, так же, как и совокупность высокотехнологичных изобретений, которыми мы пользуемся каждый день, сложнее, чем у наших предков. Скажем, сегодня в ходу верлибр – «свободный стих», не подчиняющийся ритмике и рифмовке. Алексей Колчев воздает должное этому жанру:
СМЕРТЬ
муха села на варенье –
вот и все стихотворенье
муха
села
вот и
все
ТЕМ ЛЮБЕЗЕН
сохранишься
прохожим
в метро
случайно попав
в объектив
иностранца
вот и память
и слава
тебе
В маленькой строке колчевского верлибра умещается огромная концентрация обостренного восприятия бытия – она-то и оборачивается поэтичностью.
Однако верлибров в книге «Частный случай» примерно половина. Множество стихов здесь «традиционны»: ритмо-рифмованны, элегичны (или, напротив, ироничны), к тому же обращаются с уважением к культурным вершинам былого. В этом смысле показательно стихотворение, буквально «взывающее» к «Ростроповичу с Вишневской»:
уничтожьте масс культуру
полну гадостью безликой
замените политуру
на шампанское с клубникой
чтобы вновь благоухали
прежним ароматом розы
чтобы по небу порхали
разноцветные стрекозы
чтобы с агнцем лев дружился
и кружился в менуэте
чтобы всякий спать ложился
в бабочке и при берете
Мотив утраты культурных и духовных ценностей прошлого:
джон донн уснул проснулся
готфрид бенн
и «деморализации» людей, лишенных этой опоры, пронизывает всю книгу Алексея Колчева:
сбросим
пушкина
сбросим
с парохода современности
с паровоза современности
с аэроплана современности
сгнил уже
последний пароход
а на выставках
все выставляют
писсуар дюшана
теперь
с содержимым
ГНОЗИС
рекламный сандвич
на невском
мир
секонд хенд
как нам
жить
теперь
с этим знанием
Также сегодня поэты обожают словотворчество, при котором пользуются богатым культурным словарем, накопленным прошлыми поколениями. Алексей Колчев умеет создавать новые слова – «вывеска веломир убещурится велимиром», «жжезнь», «бодряга», «слегка соприкасаясь брюкавами» – но для него это не самоцель. Самоцель этого автора извечна – показывать мир во всем его многообразии и людей в этом мире. Надо признать, что поэтический мир Алексея Колчева весьма грустен и пессимистичен. В нем действует «рязанская мадонна», спивающаяся оттого, что умер сын, а дома шестнадцать кошек; «два инвалида у ларька»; «незлобивый пьяница Кузьма Коноплев», убитый на кухне собственным сыном и похороненный соседями; «дурочка на качелях», ученица интерната для умственно отсталых детей; ругающиеся глухонемые; старик, копающийся в помойке, и прохожие «старик со старухой», опирающиеся на клюки… Не правда ли, это до боли знакомые и узнаваемые типажи? Поэт их не выдумал, а описал. В отражении поэтического творчества все эти несчастные делаются прекрасными, ибо они – люди! Человек интересен человеку – таким представляется мне творческое кредо Алексея Колчева.
Лирика Алексея Колчева берет за душу неожиданностью взгляда на такие, казалось бы, привычные детали городского быта:
куплю в магазине у дома
лапшу и батон нарезной
мне улица эта знакома
плывущая в полдень и зной
знакомы деревья и лица
и даже когда я умру
мне улица эта приснится
плывущая в сон и жару
И, конечно, не проходит автор мимо любви – чувства бессмертного (хотя и констатирует с горечью в одном стихотворении, что «теперь устроен мир иначе / забыты разные люблю»). И все-таки автор верит (и читателя призывает к тому!) в ее силу и красоту.
любезен всем любви
и нег наркоз
хотя и в нем лишь химия
и проза
звенит будильник
опадает роза
прекраснейшая
из ширазских роз
Да, в стихах Алексея Колчева мало красивостей – зато в них много правды жизни. Но нет худа без добра: только на таком фоне убедительно звучит гуманистический посыл, суть мировоззрения этого поэта.
мир нуждается
в спасении
от распада
давай играть
в скорую помощь
скорее