Всемирный день школьных библиотек, который с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО отмечается 28 октября, не единственный особый день для российских школьных библиотек. В нашей стране есть еще майские библиотечные дни, к которым, несомненно, относится День славянской письменности и культуры, а также всеобщий профессиональный праздник – День библиотекаря. И каждый из этих дней является законным поводом для того, чтобы поговорить о проблемах и перспективах библиотечного дела в школе. Об этом и шла речь в беседе корреспондента «РВ» с директором Рязанского муниципального центра мониторинга и сопровождения образования Ольгой Васиной.
Р.В. – Ольга Сергеевна, лет восемь назад, когда я в последний раз писала о школьных библиотеках, у меня было ощущение, что они тихо умирают. Новых книг во многие библиотеки не поступало, часто они пополнялись за счет чьих-то домашних печатных изданий, которые жалко выбрасывать на помойку… Что-то изменилось с того времени?
О.В. – Положение во многом изменилось, и этому способствовала принятая в Рязани на 2011-2013 годы целевая программа «Развитие школьных библиотек». В ее рамках они пополнились и современными изданиями, и новой мебелью и оборудованием. Начал также набирать обороты процесс по переводу библиотек на электронную основу, что означает, прежде всего, организацию электронных каталога и абонемента. В 2012 году почти во всех школах города были введены пластиковые карточки, которыми дети должны расплачиваться за школьное питание. Эти карточки можно будет использовать и для оплаты транспортных услуг, и на школьном библиотечном абонементе. Соответствующее оборудование, например сканеры пластиковых карт, в школах закуплены.
Р.В. – Как много школьных библиотек используют электронные абонементы?
О.В. – Пока их немного, потому что библиотекари сейчас пока заносят книги в электронные каталоги. Фонды в наших школах достаточно большие, вместе с учебниками где-то около 10-15 тысяч книг, так что работа значительная, и времени для нее понадобится много. Есть школы, которые уже большую часть работы выполнили – это 40-я, 55-я, 72-я… Заведующая библиотекой первой школы Ульяна Владимировна Фроликова всю необходимую работу сделала, ее ребята пользуются только электронным абонементом, их читательские формуляры теперь в компьютере.
Но электроника у нас не только в библиотеках. В рамках программы, о которой я сказала вначале, несколько рязанских школ получили целые комплексы электронных учебников. Первым учебным заведением, которому этот комплекс достался, был лицей №4. Какое-то время ушло на опробование его, теперь лицеисты 6-7 классов успешно используют электронные учебники.
Р.В. – Электронные учебники, электронный абонемент – что это дает детям, кроме определенных технических удобств? Ведь, как я понимаю, главная-то цель – повысить интерес ребенка к книге? Или к чему теперь повышают интерес – к информации?
О.В. – К чтению, в любом образе, в любом виде…
Р.В. – Что больше поощряется: чтение с монитора или с бумажного носителя?
О.В. – Мне кажется, здесь каждый выбирает для себя сам. Каждый ученик приходит к чему-то своему. А кроме этого, есть и объективные факторы. Да, у нас сейчас, кроме лицея №4, еще шесть школ города закупили планшетные компьютеры для использования их в качестве электронных учебников. Но вряд ли количество таких школ в скором времени быстро возрастет. Во-первых, потому что рынок электронных учебников не так разнообразен, как хотелось бы. А во-вторых, электронные учебники гораздо более дорогие, по ряду причин, чем бумажные. При этом, как мне кажется, дети проявляют больше интереса к электронным устройствам. Но следует подчеркнуть тот факт, что дети дошкольного возраста и начальной школы должны использовать только бумажный учебник и книгу, что связано с развитием мелкой моторики. В Европе уже состоялся эксперимент, который показал, что использование только электронных устройств для чтения в дошкольном и младшем школьном возрасте снижает развитие мелкой моторики, а вследствие этого и творческих, логических способностей.
В принципе нам хотелось бы сделать школьную библиотеку школьным информационным центром и для учащихся, и для учителей, которые приходили бы сюда не только за «голой» информацией, но и на открытые мероприятия: библиотечные уроки, встречи, конференции. И все те шаги, которые сейчас предпринимаются, – организация электронного документооборота, электронного абонемента, закупка планшетных компьютеров, открытие медиатек, когда все электронный файлы формируются в единой базе, с единым доступом и т.д., – все это имеет целью развивать у детей интерес к школьной библиотеке, а через нее – любовь к чтению, независимо к какому, бумажному или электронному…
Р.В. – Насколько это удается?
О.В. – Мы убеждаемся больше и больше: многое зависит от библиотекаря, все-таки именно он душа всему.
Р.В. – Какие проблемы особенно вас беспокоят?
О.В. – Прежде всего, проблема кадров. Большая текучка в наших школьных библиотеках. И еще – совместительство школьных библиотекарей. А хочется, чтобы библиотекарь в школе был, в глазах учащихся и учителей уважаемой фигурой.