06:33 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1995

После противостояния

На бывшем военном аэродроме под Берлином состоялась необычная встреча

В сентябре в Музее авиации Финовфурт (Германия) прошла конференция. Она не совсем обычна, как по обсуждаемой проблеме и месту проведения, так и по составу ее участников.

Разве можно было предположить в советское время, что на авиабазе Финов, где дислоцировался 787-й авиационный полк Группы советских войск в Германии, в одном из ангаров, где раньше стояли советские боевые самолеты, в наши дни встретятся бывшие противники – представители Организации Варшавского Договора и НАТО. Встретятся для того, чтобы обсудить проблему ведения воздушной разведки и шпионажа в воздухе, радиоразведки в период холодной войны. Такая встреча состоялась во многом благодаря инициативе директора музея доктора Клауса-Петера Коббе. Он сумел собрать на этот симпозиум 45 очевидцев, непосредственных участников «холодной войны». Большинство из них имели опыт «боевых» действий в составе народной армии ГДР. От России были подполковник в отставке, летчик А.И. Холод, который 30 лет тому назад одним из первых освоил самолет МиГ-25 и нес боевое дежурство на авиабазе Финов. Автору этих строк в тот период также довелось служить в 82-й отдельной радиотехнической бригаде особого назначения (ОРТбр ОСНАЗ) в г. Торгау. От имени бывших западных противников выступил Улрих Шолц, бывший пилот Фантома и Торнадо и инструктор ВВС бундесвера. Он впервые откровенно сказал, что американские летчики, хотя и были союзниками, данными, полученными в ходе воздушной разведки, с ними не делились. Может поэтому второй пилот Фантома (из США) отказался от участия в конференции.

Интересными были выступления участников конференции, большинство из которых в годы холодной войны служили по разные стороны рубежа, разделявшего ФРГ и ГДР, Восточную и Западную Европу.

В ходе конференции была представлена книга «На рубеже», сделанная на основе воспоминаний летчика А.И. Холода. Примечательно то, что годом раньше в этом же музее прошла презентация книги «В небе над Берлином» о летчиках Б. Капустине и Ю. Янове, спасших Берлин от разрушения при катастрофе самолета. Выход совместных книг (авторы А. Агарев, Р. Гроссер, К-П. Коббе, И. Сизова), на двух языках, немецком и русском, стал результатом работы международной научно-исследовательской лаборатории «История и уроки холодной войны для России и Германии» организованной шесть лет тому назад на кафедре истории России РГУ имени С.А. Есенина.

Исключительный интерес вызвало выступление летчика, управлявшего в те годы загадочным советским истребителем, Александра Ивановича Холода, о котором «РВ» рассказывали в июле этого года. Чтобы понять значимость момента, достаточно ознакомиться с фрагментом длительного разговора. Александра Ивановича Буквально забросали вопросами:

Что чувствуешь, когда летишь на МиГ-25?

А.Х. – Скорость чувствуется только при старте. Земля внизу спешит мимо. Но на высоте в несколько километров земля уже далеко. Внизу только облака. И лишь приборы показывают, как быстро летишь.

Это вам доставляло удовольствие?

А.Х. – Это особое чувство – управлять такой мощной машиной, Если на нее смотришь со стороны, видишь такой громадный хвост, а там впереди сижу я!

Вы когда-нибудь боялись летать на МиГ-25?

А.Х. – Тот, кто боится, не может летать.

Могли ли вы видеть своего американского противника в воздухе?

А.Х. – Нет, я не мог посмотреть американскому пилоту в глаза. Мы слишком далеко были друг от друга. Летали на удалении 10 км параллельным курсом. Тогда увидишь только точку, маленькую точку, которая относительно быстро движется. Над нейтральной территорией Балтийского моря пролетали ближе, но не над ГДР, там же была граница.

Как происходила тревога?

А.Х. – Сигнал звучал: «Ястреб» «Нabicht» и передавался от пункта управления. Тогда были две возможности: или пилот должен занять самолет и ждать. Так делалось тогда, когда самолет НАТО СР-71 летел на север. Или пилот ждал, когда на табло появится сигнал «воздух», и сразу стартовал. Полет длился, как правило, не больше 40 минут.

МиГ-25, по вашему мнению, хороший самолет?

А.Х. – Он очень надежный. Специально разработан для полета на больших высотах и со скоростью 2500 км/ч. Он летел надежно, очень спокойно и стабильно, как танк. Только посадка была сложнее, чем у других самолетов, из-за большой скорости. Но я всегда возвращался.

Да, он всегда возвращался из полета на ставший родным аэродром Финов, и число посадок было равно числу взлетов. Но вряд ли он думал тогда, что наступит день, когда он вернется в Финнов из родной Рязани для того, чтобы пообщаться со своими западными коллегами. Теми самыми, с которыми в годы «холодной войны» так ни разу и не довелось встретиться лицом к лицу. К счастью, не довелось.

Александр Агарев,
Полковник, доктор исторических наук, профессор РГУ имени С.А. Есенина

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 201 (4503) от 26 октября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Чтение – лучшее учение
Если библиотекарь – уважаемая фигура в школе
Татьяна Банникова
Поиск привел к результатам
Под Мурманском обнаружены останки Алексея Хлобыстова
Читайте в этом номере: