Для ребенка нет ничего горше, чем ссора родителей. Рушится более-менее гармоничный мир, который сложился вокруг него, где было уютно и ясно, что мама и папа – самые лучшие, а он для них – самый главный. Теперь они кричат друг на друга, говорят нехорошие слова. Обоих жалко…
Ситуация эта – нередкая, банальная, и каждая семья находит свой выход из нее. Некоторые мамы (известно, что женщины – существа наиболее ранимые и эмоциональные) охлаждают свой пыл, скажем, у близкой подруги и, осознав в беседе с ней отчасти и свою вину, возвращаются спустя какое-то время к себе домой, на свою жилплощадь, где они прописаны и чувствуют себя полными хозяйками.
Но бывают и другие обстоятельства. Хоть и жена, но гражданская, хоть и живет с мужем в одной квартире, но не прописана здесь. А муженек нравом крут, чуть что – кулаки в ход пускает. Ребенком попрекает: мол, чужого ращу… И терпеть уже почти нет сил. Но куда денешься? Вокруг – ни родных, ни знакомых, потому что приехала из дальних мест. Вот такая, наверное, безвыходная ситуация.
Нет, выход есть. С весны 2009 года в Рязани действует центр комплексного обслуживания населения «Семья». В нем восемь отделений для оказания помощи самым разным – от мала до велика – людям. И есть кризисное отделение, называемое также отделением в помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. О том, какую важную задачу выполняет центр, говорят цифры: за неполные пять лет существования через него прошло более 20 тысяч человек; за девять месяцев 2013 года – 7668 мужчин, женщин, детей и подростков, из них 4276 человек – первично. Более шести десятков женщин с детьми побывали (некоторые продолжают жить) в кризисном отделении.
Директор центра Оксана Васильевна Артемкина и заведующая отделением Вероника Викторовна Васильева рассказали мне, прежде всего, о нескольких женщинах, у которых первоначально вроде бы не было никаких гарантий устроить свою судьбу, но – помог центр.
Одна из них, инвалид по зрению, поступила сюда с новорожденным ребенком из дома-интерната. Оставаться на прежнем месте ей было нельзя, в интернатском учреждении содержались главным образом пожилые люди, условий для малютки не было никаких. Центр «Семья» стал для молодой мамы чуть ли не родным домом больше чем на полгода. Его сотрудники (а это воспитатели, психологи, социальные работники) помогли женщине не только хорошенько освоить обязанности мамы, оформить необходимые социальные документы (например, для получения материального пособия), но и создать семью. Как было сказано мне: «Мы ее выдали замуж». Правда, жениха им искать не пришлось, мужчина давно имел серьезные намерения относительно этой женщины, а она вот не решалась. Теперь, поразмыслив вместе со специалистами центра, она пришла к выводу, что человек, предлагающий ей руку и сердце, вполне надежный. Сейчас новая семья живет в одном из сельских районов, мужчина усыновляет ребенка.
Слышала я еще одну историю со счастливым, «брачным», концом. Это относительно несовершеннолетней, которая прибыла в центр из детдома беременной. Вроде и легкомысленной казалась, но мамой получилась хорошей. Потом представила сотрудникам центра… своего избранника. Те для большей надежности посетили его семью. В результате – еще одна свадьба.
Но, конечно, нельзя думать, что в кризисном женском центре только одни свадьбы устраивают. Здесь, к сожалению, приходится большей частью пытаться склеивать треснувшие женские судьбы. Часто – размышляя вместе с клиенткой: стоит ли склеивать-то? Может быть, лучше все начать сначала?
Иногда время для размышлений приходит не сразу и далеко не быстро. Женщина, переступившая порог социального центра, – это жертва психофизического насилия. Надо, прежде всего, дать ей время, чтобы она хоть немного отошла от стресса. Вот тогда разговор с психологом будет полезным. Тогда можно будет и начинать работу, которая называется составлением индивидуальной программы реабилитации.
Женщине иногда кажется, что у нее только одна проблема: жестокость мужа. А стали разбираться – вон их сколько оказалось! И жилье у них плохое, и работа у него малооплачиваемая, а у нее совсем нет… Программу реабилитации вместе с психологом пишут тогда и юрист (он может о жилье похлопотать), и социальный работник, который будет звонить в центр занятости.
К мужьям тоже стараются подход найти. В первую очередь – телефонный звонок: «Иван Иванович, не соблаговолите ли к нам зайти, потолковать надо». И второй раз, бывает, позвонят, и в третий… Если являются с виноватым видом – надежда есть. Бывает, что мужья публично просят прощения, в ноги бросаются… Но иногда видно: человек зашел слишком далеко, чувствует свою безнаказанность. Тогда очень уместно будет сделать звонок участковому полиции – он за вверенных ему граждан несет ответственность, пусть проведет профилактическую работу.
Здесь я ничего не пишу о материальной помощи женщинам, попавшим в беду. Но, судите сами: если такая женщина, как часто бывает, переступает порог центра лишь с маленькой сумочкой, куда всего-то можно положить комплект белья, то как ей быть? И помощь оказывается в самой полной мере. И даже если случается возвращение в семью – и самой, и ребятишек – без «гуманитарки» из центра многие не возвращаются. А потом их опекают еще три месяца.
И все-таки: в чем состоит главная помощь центра женщинам? Бывает ли так, что его сотрудники не то, что отказываются решать семейные проблемы, но не признают их достаточно важными: мол, чего между своими не бывает? Ну побил муж, а потом приголубил…
– Нет, – решительно говорит О.В. Артемкина. – Мы изначально стоим на стороне женщин. Да и не приходят к нам они, чтобы только поплакать, эмоции свои вылить. Дело всегда намного серьезнее. И вообще семейное насилие – у нас в стране сейчас очень острая проблема.
Чем мы помогаем? Мы показываем женщине, какими могут быть пути выхода из кризиса, а решение принимает она сама. Очень может быть, что, пожив какое-то время у нас в спокойной, уважительной обстановке, она решит все начать с нуля. Подыщет себе работу и, пока есть возможность пожить в центре, накопит денег, чтобы, уйдя от мужа, снять квартиру и жить уже новой жизнью. А может быть, будет продолжать жить так, как раньше. Но мы постоянно внушаем нашим клиенткам: судьба складывается у тех, кто твердо намерен решать свои проблемы. Способы этого мы стараемся показать.