Выбор темы не случаен; в нынешнем году библиотека реализует проект «Клуб педагогических дискуссий», получивший финансовую поддержку Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова.
Открыла конференцию А.Г. Гачева, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Анастасия Георгиевна рассказала о принципах федоровской системы образования: источником знаний должен стать родной край; через познание своего рода человек выходит к пониманию своего места и назначения в мире; всеобщность познания и синтез наук; прин-цип активности учащихся в процессе познания, обязательность самостоятельной исследовательской работы; библиотеки и музеи – площадки исследовательской деятельности учащихся; объединение усилий педагогов, родителей и самих учеников. Роль наук Николай Федорович трактовал следующим образом: история открывает ребенку время, география – пространство, астрономия – мироздание, физика – устройство мира, биология – тайну жизни. «Синтетическое, нравственно-родственное, неразрывное с изучением прошлого и видением будущего, воспитание и обучение формирует человека-творца, который способен отвечать за этот мир, способен в нем действовать и который видит перспективу истории, не боится мечтать о невозможном», – завершила свое выступление А.Г. Гачева. Учителя наверняка скажут: «Да это же принципы современного подхода к образованию!». Напомним, что они были сформулированы Н. Федоровым еще в 50-х годах XIX века. А еще Николай Федорович не мыслил своей жизни без конкретных добрых дел. Он сам вел очень скромный образ жизни, но при этом всегда оказывал помощь нуждающимся. Известен случай, когда Николай Федорович продал свой единственный вице-мундир и отдал деньги на похороны отца своего ученика.
Профессор, кандидат философских наук, научный руководитель средней школы № 648 г. Москвы О.Г. Панченко говорил на конференции о том, что образование должно сообщить ребенку новый способ жизни, зажечь его сердце. В этом состоит «живая тайна» воспитания. Принципы ноосферного воспитания четко сформулировал председатель Северо-Кавказского отделения Международного Экологического фонда Б.Г. Режабек. Доктор филологических наук, профессор РГУ имени С.А. Есенина О.Е. Воронова представила Сергея Есенина в образе поэта и философа-космиста.
Участников конференции приветствовала глава администрации города Сасова Е.И. Рубцова, которая рассказала о благоустройстве исторической части города и своей заветной мечте – издании краеведческой книги, в которой «нашему великому земляку Николаю Федорову будет отведено долженствующее место».
На конференции прозвучало много интересных выступлений.
Научные сотрудники Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева А.Д. Алексеев и Ю.В. Петерсон сразу же по приезде в Сасово посетили Петров сад, который расположен на месте бывшей усадьбы отца Н.Ф. Федорова – князя П.И. Гагарина. В этой усадьбе бывал Николай Федорович. От насаждений гагаринской усадьбы сохранилась липовая аллея. Парк является частью культурно-исторического ландшафта города. Была также организована поездка на родину Н.Ф. Федорова, в село Ключи. В часовне, построенной А.М. Воробьевым, уроженцем Сасовского района, иерей храма Рождества Богородицы поселка Сотницыно отец Олег отслужил панихиду в память о философе и педагоге. На поляне, где находился дом Гагариных, снова прозвучали очень важные слова о «философии общего дела».
Л. Хрунина,
главный библиограф Сасовской центральной библиотеки