Злой ноябрьский ветер трепал ветви берез и, казалось, лез в самую душу. Мы с Анатолием Куликовым стояли на той самой земле, за которую не сумели зацепиться в теперь уже далеком ноябре 41-го фашисты, откуда их погнали мои земляки-кораблинцы. Так что в истоках знаменитого наступления под Москвой лежит и бой около небольшой кораблинской деревушки Новоселово.
Вот что говорят архивные данные о тех днях. Все произошло 29 ноября 1941 года (по другим данным – 28 ноября). В Новоселово, которое расположено примерно в пяти километрах от райцентра Кораблино, по скопинскому тракту вошли немцы – семь мотоциклов, грузовик МАН и около двадцати пяти человек автоматчиков.
В тот же день, узнав о приближении врага, бойцы кораблинского истребительного отряда под командованием Н.Д. Зыканова, вооруженные винтовками, охотничьими ружьями, наганами и гранатами, пошли навстречу врагу. Отлично понимая, что основная задача немцев – подрыв железной дороги, соединившей героически обороняющуюся Москву с южными районами страны, кораблинцы решили любой ценой помешать оккупантам.
Первый бой был скоротечным. Встретив сопротивление в ближайших окрестностях села Кораблино, немцы вернулись в Новоселово. Все их попытки добраться до заветной железнодорожной ветки в обход отряда ополченцев результатов также не принесли.
Останавливаться на этом бойцы истребительного отряда не собирались. Ночью было решено напасть на Новоселово и выбить оттуда фашистов. Так и говорили на оперативном совещании вечером: уничтожить врага нужно сегодня, пока обходных путей к мосту через Проню не нашли.
30 ноября, где-то в пять утра, тишину нарушили взрывы гранат. Запылала крайняя изба в деревне, где предположительно должен был остановиться на ночлег неприятель (как выяснится потом, с наступлением сумерек немцы перебрались в другое место, и в подожженном доме никого не оказалось). Застать врага врасплох не получилось, но обе стороны продолжили перестрелку. Каждый ждал наступления рассвета. Немцы – чтобы отступить и вернуться в расположение регулярных частей. Наши – чтобы, используя преимущество в доскональном знании местности, попытаться истребить врага.
Несмотря на мороз, поутру немцы технику завели. Колонна двинулась в путь. Однако уйти просто так с кораблинской земли фашистам было не суждено. За деревней были убиты двое мотоциклистов.
О том, что произошло, было сообщено в соседний Ряжск, где дислоцировалась 11-я смешанная авиационная дивизия. В ее состав входили 184-й истребительный и 190-й штурмовой авиаполки. Штурмовик Ил-2 по приказу дважды Героя Советского Союза Григория Кравченко поднялся в небо и завершил операцию по уничтожению врага.
Знают ли местные жители – и те, кто живет сегодня в нашем Новоселове, и те, кто разъехался по городам и весям – об этой странице военной истории? Мне довелось встречаться со старожилом этих мест Иваном Комягиным (к сожалению, он ушел от нас 9 мая, в День Победы). Он поведал мне о тех днях. И про убитых немецких мотоциклистов тоже. И даже показал место, где их похоронили. На том месте сегодня растут березы.
…Скоро мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И мы должны сохранить память о том суровом ноябре 41-го.