Людям старшего поколения тяжело примирить в сознании две разные исторические эпохи, с разными ценностями, разной системой политических и экономических координат. Но и нам, поколению XXI века, знающему Советский Союз лишь по глубокому детству, сделать это тоже непросто. Помнится, с первых школьных лет, выпавших на середину девяностых, приходилось порой укладывать в сознании совершенно взаимоисключающие вещи. Сначала близко к сердцу с детской непосредственностью принимали на уроках чтения повесть Гайдара «Р.В.С.», рассказы о «дедушке Ленине», пионерах и октябрятах, а годом позже от уже новой учительницы с недоумением выслушивали о «самом страшном времени» в истории страны, которым, по ее словам, были советские годы. Сами педагоги после недавнего августовского переворота впотьмах, в одиночку нащупывали вектор, по которому двигаться вперед…
Одно из крупнейших событий ХХ века – со знаком «плюс» или со знаком «минус»? У каждой из сторон, безусловно, своя правда и свои доказательства. Позже уроки литературы, истории подскажут: истина, скорее, посередине. Самое же главное, не изымать этот кирпич из основания общего исторического здания. Индустриализация страны, победа над фашизмом, покорение космоса – это и многое другое сегодня, с точки зрения жителя нового тысячелетия, неотделимо от 1917 года. Огульный нигилизм по отношению к прошлому, как и его огульная идеализация, постепенно уступают место вдумчивому, объективному подходу.
Это подтверждают и недавние исследования социологов ВЦИОМ. Размышляя о событиях 1917 года, россияне чаще дают им положительную оценку, называя Октябрьскую революцию катализатором развития страны и вехой, открывшей новую эру в ее истории. А вот как историческое явление революция воспринимается неоднозначно: с одной стороны – как трагедия, с другой – как неизбежность. В качестве альтернатив социалистическому строю порой указывают путь парламентского развития, установление военной диктатуры… Однако дело не в привлекательности того или иного пути, а в его реальности. На тот момент, в 1917 году, реальная сила оказалась у большевиков.
Октябрь 1917 года в итоге изменил не только нашу страну. Изменился весь мир, охваченный борьбой за новые идеи. По сути, событие 96-летней давности еще раз напоминает: идеология – в основе всего. Не странно ли, что, зная обо всех ужасах, сопровождавших установление советской власти, помня о пролитой в гражданской войне братской крови, о «красном терроре», многие из нас до сих пор воспринимают 7 ноября как особую дату? Более того, 49 процентов россиян считают неправильным, что годовщину революции теперь не празднуют. Видно, верно говорят, что мы – народ, который не может жить просто так, без какой-то выходящей за пределы собственного существования, личного комфорта цели, если хотите, высшего смысла. Когда такая цель есть, то наблюдается необыкновенный духовный подъем. А такая высшая цель – это и есть идеология. Сколько копий ученых мужей, политиков, общественных деятелей уже сломано сегодня в спорах о том, что могло бы лечь в ее основу. А самый простой ответ, наверное: наша история, наши великие достижения.
Через годы, через расстояния…
От этой даты, как ни старайся, никуда не уйдешь. Опять развернут красные флаги, пройдут «к главной площади», носящей имя вождя мирового пролетариата, с транспарантами коммунисты. По телевизору покажут Зюганова. Бабушка вздохнет с какой-то светлой печалью, как вздыхают о прошедшей молодости; «Октябрьская…». С растерянностью переглянутся родители, вспоминая осенние демонстрации; что раньше превозносили, теперь ругают – как понимать? Было ли прошлое ошибкой и заслуживает ли осуждения?
Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 208 (4510) от 07 ноября 2013 года