13:47 МСК
Воскресенье
05 / 07 / 2020
1826

Кинопленка: перезарядка

С нового года функции областного кинофонда передаются областному научно-методическому центру народного творчества

Где только не проходили в советское время киносеансы – на базах отдыха, в домах престарелых, в сельских клубах, в учебных заведениях…

Но пришли новые времена, цифровые технологии. Старые пленки в металлических круглых коробках «посыпались», а кинокопировальные фабрики (одна из лучших была как раз в Рязани) приказали долго жить. По словам специалистов, большинство проекторов советского производства давно исчерпали свой ресурс, найти расходники и запчасти к ним невозможно. Областной кинофонд давно превратился в большое (по площади) хранилище морально устаревшей техники и тысяч бобин пленки, большая часть которой уже не может использоваться для показа. В течение долгих лет в учреждении не проводилась процедура списания фильмов и оборудования. В результате 75,5 процента пленочного фонда – это копии 3-й и 4-й категорий (последняя не подлежит восстановлению), 18,3 процента – копии 2-й категории и только 6,2 процента относятся к 1-й категории (в основном, закупленные в последние годы). Причем большинство фильмов – на пленке 35 мм, широкоформатных лент мало. Некоторые, более ранние, копии пожароопасны из-за ацетатной пленки.

После анализа ситуации было решено реорганизовать кинофонд, передав полномочия областному научно-методическому центру народного творчества (теперь в его названии появится слово «кино»). В помещения кино-хранилища переедет Федеральная миграционная служба, а фильмопроверочные столы и та часть пленок, которую целесообразно сохранить, разместятся в цокольном этаже дома Салтыкова-Щедрина (угол улиц Ленина и Николодворянской).

Почему был выбран такой вариант решения проблемы и какова дальнейшая судьба коллекции, на прошлой неделе журналистам рассказал первый заместитель министра культуры и туризма области Виталий Попов:

– В связи с приходом цифровой эпохи кинофонды в прежнем их виде стали неактуальны. Система показа на пленочных киноаппаратах в России почти исчезла, а законодательство в сфере проката кардинально изменилось. Кинопоказ сейчас жестко регламентирован законодательством об авторском праве: на каждую копию необходимо приобретать прокатное удостоверение, в котором прописан срок действия и ограничения по возрасту. Бесплатно можно демонстрировать только ленты, созданные до 1942 года, – они имеют статус «общественного достояния».

Я ездил изучать опыт коллег во Владимир и Нижний Новгород. Во Владимирской области в рамках средств федеральной программы было закуплено 100 цифровых аппаратов. Кинофонд приобретает у специализированных московских организаций прокатные удостоверения на небольшой период времени (1-2 года), под конкретные проекты, показывает фильмы в регионе и возвращает диски. Пленочный кинофонд они минимизировали, оставив ценную хронику, связанную с историей и культурой региона. В Нижнем Новгороде пленочный фонд передан в местную телерадиокомпанию, а функции по пропаганде кино выполняет областной научно-методический центр народного творчества, где работают только с цифровыми носителями.

Ситуация с кинопрокатом в нашей области печальная. Если в самой Рязани коммерческие кинотеатры конкурируют между собой, привлекая зрителей, предоставляя комфортные условия для кинопоказа, то большинство жителей муниципальных районов, сельских поселений лишены возможности смотреть фильмы на большом экране. Действующее пленочное оборудование осталось только в 9 муниципалитетах (там непременно будут идти кинопоказы – пока не удастся заменить технику).

На сегодняшний день проводится процедура списания морально устаревших фильмов и оборудования. Реестр фильмов изучал экспертный совет, в который вошли кандидат искусствоведения профессор Рязанского радиоуниверситета Николай Царев, старший преподаватель истории кино радиоуниверситета Владимир Холмогорский и ведущий методист ОНМЦ Галина Тумаева.

Подчеркну – они рассматривали только художественную ценность, содержание лент, не вникая в техническое состояние пленок (категории). В результате из 2347 наименований фильмов было рекомендовано списать 1570. Все желающие могут ознакомиться со списком этих лент на сайте министерства и внести свои предложения – они будут рассмотрены на заседании экспертного совета 15 ноября.

Мы планируем приобрести цифровое оборудование для районных Дворцов культуры, домов культуры крупных сел. Для показа в остальных сельских поселениях нужны киномобили. Те передвижные киноустановки, что были смонтированы на приспособленной базе, находятся в плохом состоянии. Сейчас можно приобрести замечательные комплексы, но их стоимость очень высока. Министерство планирует работать по привлечению федеральных средств в вопросе покупки киномобиля.

Копии, рекомендованные к сохранению, будут тщательно проверены специалистами на предмет износа. Пленки, не подлежащие восстановлению, также будут списаны. Оставшуюся коллекцию будем постепенно оцифровывать. Качество хранения также улучшится – вместо громоздких железных коробок, не отвечающих современным требованиям, появятся пластиковые кейсы.

Оберегать и оценивать пленки будут специалисты, имеющие опыт работы в кинофонде, а
изучением коллекции, пропагандой кино, организацией проката и различных проектов будут заниматься методисты ОНМЦ. В следующем году они представят стратегию развития системы показов, пропаганды киноискусства в области. Самой перспективной является форма мини-фестивалей, показов, приуроченных к юбилейным датам. Необходимо работать и с хроникой последних лет, которую снимали авторы и операторы рязанских телерадиокомпаний. Ведь эти видеозаписи тоже бесценны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Царев,
режиссер, кандидат искусствоведения, профессор РГРТУ:

– В реестре кинофонда немало лент из золотого фонда советского кино, фильмов, снятых на Рязанщине, и тех, где играют актеры из Рязани. Экспертная комиссия рекомендовала к списанию, прежде всего, художественные фильмы, которые часто показывают по телевидению. В кинофонде хранятся старые копии плохого качества, а сейчас по ТВ демонстрируют, а также продают, дают напрокат на дисках отреставрированные и по звуку, и по видеоряду версии. Что касается неигровых фильмов, то многие из них морально устарели: например, ленты советского времени о правилах уличного движения, о содержании автомобиля, о действиях в случае ядерной угрозы. Не потеряли актуальность некоторые научно-популярные фильмы – по медицине, биологии, а также видовые – о путешествиях.

Увы, как нам сказали, половину (или даже большую часть) коллекции невозможно демонстрировать: из-за многочисленных показов на плохом оборудовании пленка осыпалась. Самое разумное – привозить редкие, старые фильмы для показа из Госфильмофонда, из подмосковных Белых Столбов – это недалеко.

Елена Шаповская,
директор областного научно-методического центра народного творчества:

– Основная задача нашего центра – сохранение нематериального наследия, традиционной народной культуры.

Мы часто использовали хронику, фильмы по истории Рязанского края, его людях при проведении конкурсов, фестивалей, других проектов. Например, когда в прошлом году в селе Отрада Путятинского района проходил праздник Троицы, мы сделали жителям подарок. Взяли в фондах документальный фильм 60-х годов о праздновании Троицы в этом селе, оцифровали – и раздали диски. Люди увидели своих родных – бабушек, дедушек, прабабушек… В этом году на фестивале писателя Бориса Можаева в Пителинском районе также показывали кинофильмы.

Сотрудники центра и раньше занимались организацией всероссийских и международных кинофестивалей. Теперь будем внедрять новый формат открытых кинопоказов, приглашать к сотрудничеству молодых авторов, жителей города и области. Интересно будет совместить в одном проекте современное видео и архивное. Конечно, по мере оцифровки фильмов кинофонда, они будут показаны не только в нашем центре, но и в муниципалитетах. Мы активно работаем с районами области, с сельскими поселениями.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 209 (4511) от 08 ноября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Навигаторы или самбисты?

Чтоб жила память

Купола под синим небом

Дозированная электроэнергия
Социальные нормы планируется ввести на все коммунальные ресурсы
Светлана Максимова
Миграционный поток
Развитие российской экономики невозможно без привлечения иностранной рабочей силы
Ольга Трубушкина
Читайте в этом номере: