На территории отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра социального обслуживания населения в Рязани, в Приокском поселке, торжественно открыт сквер Победы.
Здесь появились первые березки, зеленеющие листвой. А Губернатор посадил каштан, заметив, что в своем пионерском детстве не раз сажал деревья.
Буквально за один месяц неузнаваемо преобразилась вся территория. Аккуратные дорожки, клумбы с цветами. Все это радует глаз, создает приподнятое, праздничное настроение.
«А совсем недавно, – рассказала директор центра Татьяна Аркадьевна Яичникова, – здесь царило запустение. Выгуливали собак жители близлежащих домов, не лучшим образом проявляли себя многочисленные шумные компании. В общем, мы решили, что, располагая местом для прогулок наших отдыхающих, а среди них ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, мы должны положить этому конец и создать приятные условия пребывания на свежем воздухе. Тем более, что у нас не только отдыхают по путевкам социальной защиты, но в этом году начал работать и «Клуб выходного дня», куда приходят все желающие. Как видите, это удалось сделать, причем в сжатые сроки. Нам очень хотелось успеть до 9 мая, чтобы устроить торжество для наших дорогих ветеранов именно в этот памятный, священный день».
Стоило посмотреть на радостные лица, как становилось понятно, что праздник сблизил людей, а кого-то избавил от одиночества. Большой отклик нашло приветственное слово Олега Ивановича Ковалева, с которым он обратился к ветеранам войны, труженикам тыла. Позже, в беседе с участниками праздника, Губернатор подчеркнул, что в дальнейшем необходимо правильно спланировать территорию сквера Победы. Он тут же обратился к окружившим его людям: «Предлагайте, что еще нужно». «Нужны качели!» – сказал кто-то из женщин. «И гамак неплохо было бы повесить», – поддержали ее подруги.
Ели, березы, каштаны – вот сегодняшние «зеленые легкие» сквера. Понятно, что зона отдыха и досуга будет развиваться. На правой половине предполагают посадить сад, чтоб уже на следующий год по весне расцвели яблони и груши, образуя бело-розовый оазис. А справа высадят рябины, которые по осени будут радовать глаз своими ярко-красными гроздьями. В зоне отдыха установят беседки, дополнительные лавочки, появятся новые дорожки, а сцена обретет крышу. На танцплощадку пригласят духовой оркестр...
Впрочем, танцплощадка уже работает, и под мелодии военных лет там 9 мая уже кружились пары. Понравилась всем и песенная программа. Потом для участников праздника был накрыт стол. А после чаепития – снова на вольный воздух, петь, танцевать, делиться воспоминаниями... Тогда-то, улучив минуту, я подошла к некоторым участникам праздника с диктофоном и фотоаппаратом. И вот что узнала.
Весенними бессонными ночами
9 мая 1945 года Зинаида Александровна Батракова встретила в Чехословакии, в Праге. Отчетливо помнит ликование и как парадом прошли воины-освободители.
Рассказывает: «На войну я попала семнадцатилетней. Окончила школу снайперов. Снайпер – это и была моя военная профессия... К сожалению, время неумолимо, и все меньше ветеранов Великой Отечественной войны могут по состоянию здоровья принять участие в праздничных мероприятиях. Есть среди них и лежачие больные. И я знаю, как важно, чтобы КАЖДЫЙ ветеран получил от общества, от окружающих, от родных теплые слова поздравлений и помощь делом. Очень хочется, чтобы ветеранам оказывали поддержку не только по праздничным датам, но и в будни... И не только материальную, но и душевную. Не могу забыть, как однажды я обратилась в соцзащиту по вопросу оказания помощи на зубопротезирование. И что же? Мне отказали. Но как это сделали! Буквально пристыдили, что у меня хорошая пенсия, а я еще чего-то хочу. Я тогда не удержалась от слез... Обидно было... Пенсию ведь мы заслужили. А доброе слово? Участие? Внимание? Чуткость? 65 лет прошло со дня окончания войны, но и сейчас события тех лет отдаются болью в сердце. Нас, женщин, объединенных клубом «Фронтовые подруги», часто приглашают в школы, в молодежные коллективы, чтобы мы рассказали, как воевали. Прихожу потом домой и не могу уснуть, память бередит душу, однополчан видишь, как живых... Маешься бессонницей и вновь и вновь все-все переживаешь: и горькое, и радостное, все то, чему было место в Великой Отечественной войне...».
Путь-дорожка фронтовая
9 мая 2010 года они оказались рядом на праздничном концерте. А в войну воевали на разных фронтах. Но оба пришли к Победе.
Александр Рафаилович Левин (на снимке он слева) о том, что окончилась война, узнал, как и его однополчане по резервному фронту, под Ярославлем.
Вспоминает: «Нас командир разбудил ночью. Кричат: «Победа! Ура! Войне конец!» Мы в чем спали, в том и выбежали на улицу. Гимнастерки даже надеть не успели. Еле заметно светало. Обнимались. В воздух стреляли. Слезы стояли в глазах – от счастья. Такая была радость! Словами не передать...».
Василию Александровичу Ликинцеву было восемнадцать, когда он ушел на фронт. Теперь он с гордостью представляется: «Гвардии красноармеец. Участвовал в штурме Кенигсберга». После войны Василий Александрович не расстался с армией: прослужил еще 28 лет в артиллерийских войсках. Ордена, медали, две большие звезды на погонах удостоверяют, что он верный сын Отечества и в годину испытаний, и в мирное время.
Была совсем молоденькой
Нина Васильевна Терехова сама попросила: «Сфотографируйте меня, пожалуйста». Нина Васильевна – труженица тыла.
Вспоминает: «В войну была совсем молоденькой. Жила в селе Заокском, тогда это был Солотчинский район. Работали мы в колхозе. Принимали эвакуированные семьи. Варежки, носки вязали, отправляли нашим солдатам на фронт... Самое страшное воспоминание – бомбежка. Самолет летел, казалось, над самой крышей... Со стороны Луковского леса били зенитки... Еще памятно, что в войну я написала письмо товарищу Сталину о нашей жизни, о том, что делаем... Знаю, что и Рязань бомбили в сорок первом. Конечно, было страшно. Но верили, что наши победят. Не сомневались никогда».
Гвардии майор
Гвардии майор Михаил Григорьевич Иванов, ушедший на войну семнадцатилетним, воевал в составе 4-го Украинского фронта. Порой, признается, уже подводит память, стирая какие-то воспоминания. Возраст-то уже солидный. Но на День Победы обязательно приходит на торжественные мероприятия.
Рассказывает: «Меня всегда приглашают на концерты, на собрания. В этот день вроде забываешь о своем одиночестве, потому что среди людей оказываешься. Вот как сегодня: музыка играет, песни поют, поздравляют нас... Но праздник проходит, и я опять один. Жена умерла. Сын с семьей (он подполковник в отставке) живет далеко... Сам квартиру убираю, готовлю... Сначала тут, в Рязани, жил я в подвальном помещении. Трудно было с жилищным вопросом. Тридцать лет я работал водителем троллейбуса. А сейчас что ж? Пенсию вовремя приносят, без опозданий. «Российскую газету» регулярно в почтовый ящик кладут. Одиноко только... Да я уж и привык...»
Постскриптум
Я не выбирала своих собеседников. Просто оказалась рядом. Вроде бы случайно. Но говорят, что в жизни случайностей не бывает. Мне рассказывали не только о войне, но и о сегодняшней жизни. Я благодарна за искренность и откровенность. Я ничего не приукрасила в этих рассказах, не отлакировала журналистским пером... Я смотрела на них, моих дорогих собеседников, и пыталась представить их молодыми, бравыми юношами и юными, трепетными девушками... И думала: время изменило их внешний облик, но не суть... Сегодня они еще рядом с нами... еще открыты для общения... еще зажигаются задором их глаза в ответ на ласковое слово, на подаренные цветы и поздравительные открытки, на внимание и заботу... Низкий им поклон! И пусть в их жизни будут новые майские праздники, которые проведут они рядом с нами, отмечая победу советского народа в Великой Отечественной войне.