Российское образование – одна из активно реформируемых сфер. А поскольку деятельность школ и вузов предопределяет будущее, ее проблемы держатся, так сказать, на особом контроле у руководителей страны.
Так, уже в одном из первых указов Президента В. Путина говорилось о необходимости разработки концепции развития математического образования. По инициативе Президента вырабатывалась и концепция нового учебника истории. «Кремль займется русским языком», – так назывался опубликованный около недели назад материал в газете «Известия». Конечно, заголовок содержал некоторое преувеличение. Но именно по инициативе администрации Президента, как сообщалось в газете, в столице вот-вот должен был пройти учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы. Он и состоялся 13-14 ноября.
Впрочем, наверное, не следует считать, что съезд – в чистом виде инициатива сверху. Ассоциации учителей-словесников существовали и существуют во многих регионах. Учредительное мероприятие призвано объединить разрозненные организации учителей-энтузиастов для решения, прежде всего, таких острых и наболевших проблем, как резкое снижение грамотности школьников, катастрофическое падение интереса детей к литературе и русскому языку.
В преддверии съезда, в выступлениях его участников (проходил он на площадке Московского государственного педуниверситета, собралось более 250 делегатов из 82 регионов страны) говорилось о создании единого методического пространства преподавания русской словесности. Не все с такой постановкой вопроса согласны. Ведь ученики разные – по уровню культуры и подготовки, с точки зрения психологии, наконец. Однако какие-то общие рамки быть должны, это несомненно, и Ассоциация готова (и должна) взять на себя роль эксперта. О единой концепции учебников по русскому языку или подготовке такого учебника, как можно понять, речь пока не идет. Но все же даже представители Министерства образования РФ пришли к выводу, что 250 учебников по русскому языку и литературе, которые сейчас предлагаются школе, – это слишком много.
Качество преподавания – главная болевая точка. Говоря о нем, привычно приводят данные международного тестирования PISA, согласно которому, читая и пересказывая текст, наши школьники показывают результаты хуже школьников многих стран… Бог с ними, с международными тестами! Разве мы сами не слышим, сколь бессвязанным, убогим стал язык многих наших детей, какие чудовищные «новообразования» появляются теперь в письменных работах. Членам новой Ассоциации предстоит здорово поломать голову над извечно русским вопросом: «Что делать?»
Впрочем, один из известных в нашей стране учителей-словесников, член комиссии по образованию Общественной палаты России Сергей Волков в тех же «Известях» заявляет, что в первую очередь необходимо повышать уровень самих учителей. «Некоторые преподаватели так преподают, что лучше бы совсем этого не делали. А еще просят увеличить количество уроков…» Думается, что Ассоциация должна озаботиться и этой проблемой.
В общем, как выразился Юрий Поляков, писатель и главный редактор «Литературной газеты», которая, кстати говоря, наверное, именно к учредительному съезду выпустила приложение «Словесник», создание Ассоциации приведет к появлению регулятора из специалистов, который будет решать насущные проблемы преподавания языка и литературы.