22:22 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1496

Рукописи не горят

Эта фраза из одного из величайших русских романов ХХ века стала крылатой. Смысл ее не требует «перевода»: искусство бессмертно, подлинный шедевр не пропадет. К сожалению, не всегда происходит так – человечество утратило немало шедевров. Но когда цитата из Булгакова становится правдой, получая подтверждение в виде еще одной «не сгоревшей» рукописи (картины, музыкальной партитуры и т.п.), это маленький праздник победы над роком.

Владимира Ивановича Доронина многие рязанские литераторы знали как коллегу по перу – незаурядного поэта. Мамы, чьи дети лет тридцать назад ходили в школу, знали Доронина как детского автора. Владимир Доронин писал рецензии на спектакли, отзывы о книгах и заметки о прочих культурных событиях для «Приокской газеты». Автор этих строк смеет утверждать, что Доронин мог бы стать замечательным литературным критиком. На эту тему я сделала недавно два сообщения: в рамках «круглого стола» «Критика – это критики» и на межрегиональной краеведческой научно-практической конференции «Рязанская земля: история, культура, общество».

Но все это – реалии 80-х годов прошлого века. Потом Владимир Доронин перестал публиковаться. Он продолжал писать стихи, но они не доходили до печатных страниц. Не появилось ни одной подборки стихотворений Доронина в областных изданиях, хотя тогда еще публикация новых стихов рязанских поэтов была правилом, а не исключением. Не благоприятствовала ему судьба и выпустить собственную книжку. До стихов ли, когда теряется крыша над головой (в буквальном, а не метафорическом смысле – в 90-е годы Доронин лишился одну за другой двух квартир, переезжая все в худшие жилищные условия), нет возможностей заработка, а главной задачей становится физическое выживание?.. Владимиру Доронину всегда было «до стихов». Даже когда он ночевал в чьем-то гараже, по милости его хозяина, и описывал «прелести» гаражного житья в автобиографической лирике. Некоторые его стихотворения перепечатывали друзья Доронина. Я в конце 90-х читала его верлибры в этаком машинописном «самиздате». Но издать сложнее, чем создать – это связано с хлопотами, на которые, судя по всему, у Владимира Ивановича не было ни времени, ни сил, ни возможностей… А потом ему помогли устроиться на проживание в дом-интернат для престарелых в селе Авдотьинка Шиловского района Рязанской области. Это место жительства, конечно, было лучше гаража, да и одинок Доронин там, вероятно, не был, так как там же оказались поэты Владимир Филатов, Анатолий Овчинников… Но из Авдотьинки он приезжал в областной центр в последние годы своей жизни эпизодически. Никто в Рязани сегодня не знает дня смерти Владимира Доронина.

В таких-то жестоких обстоятельствах – до переезда в дом престарелых и отчасти в его стенах – и была написана книга стихов Доронина «Эпилоги». Ее рукопись Владимир Иванович подарил своей доброй знакомой Татьяне Шиллер примерно за год до смерти. Это самая настоящая рукопись – шариковой ручкой, на листах из какой-то амбарной тетради… Она пролежала у Татьяны Александровны десять лет. Оказалась почти забытой. Как и имя Владимира Доронина. В наши дни, чтобы «сгореть», книге не обязательно угодить в пламя. Достаточно просто не выйти к читателю. А ведь читать эти стихи надо неторопливо и бережно…

Рукопись Владимира Доронина попала ко мне. Хотелось бы предать огласке хотя бы три стихотворения из семидесяти. Это не просто исповедь человека – это памятник целой эпохе: исчезнувшей деревянной Рязани, поэту Евгению Маркину и… мечте самого Доронина выпустить собственную книгу.

22 ноября у Владимира Ивановича день рождения. Пусть эта публикация будет подарком.

***

Памяти Е.М.

Помру –

кому достанутся стихи?

Иль без меня так сразу и померкнут?

И кто средь прочей равной чепухи

возьмётся мерить их отдельной меркой?

Кто их засунет в пыльный чемодан

иль просто так – без чемодана – выбросит?

Иль явится какой-нибудь чудак,

чтоб у кого-то выкрасть или выпросить?..

Тому нельзя и этому нельзя

идти за мной, в моём «сражаться стане».

Помру –

кому достанутся друзья?

Иль без меня так сразу их не станет?

К портрету

Ни тоской отдалённого дня,

ни истерикой ссоры недальной

ты теперь не терзаешь меня,

фотография в раме овальной.

Не берусь,

не борюсь,

не боюсь

и, что вовсе тебе не знакомо, –

больше я на тебя не молюсь:

не икона ведь, а? Не икона.

Стену лживой слезой оросив,

ни за кем не подсмотришь незряче.

Ну, виси, если хочешь! Виси.

Больше в стол я тебя не упрячу.

Нынче наши дела не плохи:

вон звонили мне – с чьей-то подачи

напечатают, может, стихи

(целый сборник – никак не иначе).

И друг друга ни в чём не виня,

будем жить – я в обложке, ты в раме.

Но молчи.

Ты так любишь меня,

что предательство
не за горами.

Живёт моя отрада…

«…Ты чуть не задавил меня под аркой,

ворвался на чужом велосипеде,

и если б не шарахнулся об угол,

мне ни за что тогда не уцелеть».

Да, чёрт возьми! рассыпался подшипник!

Велосипед Картинкина (быть бане!).

Вдруг девочка сменила гнев на милость:

Давай посмотрим лучше терема.

Когда-то в нашем городе живали

Строители – сплошь Постники да Бармы –

Напились мёду,

Начитались сказок

И сказочные возвели дома:

лабазы, храмы, избы, колокольни,

монастыри, часовни да палаты.

Что к нашему столетию осталось,

мы с девочкой назвали «терема».

Бояре, ямщики, офени, воры,

монахи, гончары, купцы да стража,

богатыри, подьячие да бабы –

все жили в украшениях одних

(по крайней мере – так нам с ней хотелось),

но против дома нашего

был терем –

вот там, уж точно, жил да веселился

какой-то древний православный царь

(ну – вроде Берендея иль Салтана).

Не окна, а иконы,

не наличник – убор!

А под застрехою светлица,

и кружевное дерево кругом.

Нечаянно мы сочинили сказку.

Такую – без обиды и без мести,

такую – без конца и без начала…

Но тут пора звучать её письму:

«Друг друга мы заметили так рано!

Ну что нам было? Может – по двенадцать.

Но если есть такая пытка – дружбой,

то ты – палач. Ты будешь одинок.

Вот помнишь? Наводнение в подвале,

и мы с тобой спасаем чьи-то книги…

Меня вдруг облепило мокрым платьем.

Как ты орал!

Катись отсюда! Вон!

Я даже плакала: «Ещё не вырос!

Какой дурак! Какой дурак, о боже!

Как прочно он застрял в нелепом детстве!

Как долго, трудно мне придётся ждать!..».

Ты повзрослел на удивленье быстро.

Вдруг появились злые увлеченья:

Шекспир, вино, футбол, морская служба,

а после – институт, чужая смерть.

(Ты пережить её один – не вынес.

Та девушка была на вашем курсе,

в неё ты даже не успел влюбиться,

но как фальшиво гордо горевал!).

Была я счастлива?

Была однажды,

когда ты носом в мой халат уткнулся.

Чем это пахнет?

Это запах пудры?..

Так пахнет пудра?..

Значит – ты ничей.

Ничей ещё! Пока ещё не вырос.

А я тебя всё детство торопила!..

Ждала мужчину – дождалась мальчишку,

и счастлива!

Ну разве не смешно?..».

А дальше – что живёт она богато,

что никогда не изменяет мужу,

что выучила наизусть Шекспира…

И хоть словечко бы про терема!

А я, как поселил её в светлице,

так до сих пор и думаю, что время

ни надо мною, ни над ней не властно.

И кружевное дерево кругом…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 219 (4521) от 22 ноября 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Информационная среда
освобождается от инвективной лексики
Книжные новинки
Елена Сафронова
Читайте в этом номере: