В Верховной Раде Украины премьер-министра Николая Азарова встретили на минувшей неделе, мягко говоря, не очень дружелюбно и выслушивать его доводы не хотели. Хотя доводы были убедительными. «Последней каплей» (так выразился украинский премьер в интервью «Первому каналу») при принятии решения о приостановке работы над соглашением об ассоциации с ЕС стало письмо Международного валютного фонда, в котором, как сообщил Азаров, предоставление кредита Украине было обусловлено такими требованиями: повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (причем весьма значительное, почти вдвое), замораживание зарплат и пенсий, отмена субсидий для сельского хозяйства. А кредит, который за это предлагался, как сказал Н. Азаров, мог составить лишь 1 млрд. евро. «Помощь нищему на паперти», – оценил такое предложение украинский премьер. На это кабинет министров Украины пойти не мог и принял решение о приостановке процесса подписания договора с ЕС. Но не встретил понимания у парламентариев. В воскресные дни киевский Евромайдан (Европейскую площадь) заняли представители оппозиции (в основном из числа молодежи), а рядом проходил также многотысячный митинг в поддержку линии Правительства, который собрал тех, кого принято называть представителями реального сектора экономики.
Ситуация, с одной стороны, похожа на ту, что складывалась в Киеве девять лет назад, в 2004 году, когда Крещатик окрасился в оранжевый цвет и превратился в палаточный городок. Но в то же время она уже совершенно иная. Николай Азаров отметил: «…Правительство не будет вести себя так, как в 2004 году, когда на наших глазах совершенно спокойно осуществлялась технология свержения законного правительства». Но, пожалуй, главное даже не в этом. Главное – научиться слышать аргументы (а они сегодня у правительства Украины есть) и понимать, что судьба государства не решается на митингах (многие государства уроки митинговой стихии уже проходили, Украина – не исключение).
Умение слышать аргументы, анализировать факты и находить приемлемые компромиссы – основные принципы дипломатии – и внутри государства, и во внешней политике. Ими руководствовались и участники встречи в Женеве – представители шести стран: России, США, Китая, Франции, Великобритании, Германии, рассматривая один из самых непростых политических вопросов, стоящий на повестке дня уже не один год: о ядерных программах Ирана. Достигнута договоренность: Тегеран сможет обогащать уран до 5 процентов и уничтожит уран, обгащенный до 20 процентов, предоставит сотрудникам МАГАТЭ возможность тщательных проверок своих ядерных объектов. А в отношении Ирана будут ослаблены экономические санкции, что уже на первом этапе может дать стране около 7 млрд. долларов.
«Эта договоренность представляет собой сбалансированный перечень мер и, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие международной ситуации, особенно в Ближневосточном регионе», – так охарактеризовал результаты достигнутых в Женеве договоренностей Президент России Владимир Путин.
В Тегеране новость о достижении в Женеве договоренностей вызвала всеобщее одобрение – тысячи людей вышли на улицы, приветствуя это событие. Оно стало возможным благодаря позиции российской стороны, которая не один год настаивала на праве Ирана развивать мирный атом.
Конец минувшей недели отмечен и еще одним событием, имеющим международное значение: в Сербии положено начало газопроводу «Южный поток». После расширения и модернизации своей газотранспортной системы Республика Сербия станет одним из ключевых энергетических центров Европы. Протяженность «Южного потока» по сербской территории составит 420 км. Он даст возможность открыть новые рабочие места, привлечь серьезные инвестиции, что очень важно для экономики республики, а российскому газу даст возможность беспрепятственно поступать к потребителям Западной Европы. Вот такие страницы появились в современной «политэкономии» за минувшую неделю, хотя, конечно же, писались они гораздо дольше.