О том, что важно знать при заключении договора с автостоянкой, нашим читателям рассказывает член совета Союза потребителей РФ, председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
Что должно быть на виду?
Стоянка должна быть оборудована таким образом, чтобы у автовладельцев не возникало трудностей при парковке авто, не должно быть мусора, обязательно должен присутствовать стенд для обеспечения пожарной безопасности на стоянке. Кроме того, потребителю обязаны представить следующие сведения:
– перечень оказываемых основных и дополнительных услуг и цены на них;
– правила пользования автостоянкой, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
– перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
– образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
– адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий, а также режим работы автостоянки;
– адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления (если такое подразделение имеется).
Аренды асфальта не существует
Как не попасться на уловки недобросовестных коммерсантов, советует Олег Попов:
– Порой сами владельцы стоянок скрывают свои обязательства перед потребителями, отдающими авто на хранение. Важно отметить, что договор заключается именно на охрану, а не на временное пользование небольшого участка асфальта, на котором авто стоит (подобными формулировками могут прикрываться владельцы автостоянок). На самом деле, в соответствии с правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», после передачи машины на хранение ответственность за нее несет исполнитель, то есть администрация стоянки.
В соответствии с вышеуказанными Правилами оказания услуг автостоянок (далее: Правилами) «потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
В случае порчи требуйте компенсации
Казалось бы, постановка авто на стоянку предполагает ее целостность и сохранность в течение всего срока нахождения машины под присмотром. Однако не всегда автовладельцы получают на руки «ласточку» без новых «особых примет»…
– У вашей машины могут открутить колеса, слить бензин, ее могут поцарапать, разобрать на запасные части и угнать. Ответственность за это несет автостоянка, – говорит Олег Николаевич. – В соответствии с п.20 Правил оказания услуг автостоянок: «при постановке автомототранспортного средства на хранение (въезде) потребитель предъявляет уполномоченному работнику – исполнителю автомототранспортное средство для внешнего осмотра». Таким образом, сотрудник автостоянки фиксирует все имеющиеся повреждения, описывает внешний вид машины и т.д. С помощью этого документа вы сможете в случае ненадлежащего хранения и последующей порчи автомобиля доказать, какие конкретно изъяны появились на машине и значительно быстрее и проще взыскать компенсацию.
Кстати, в случае порчи выплата компенсации – долг автостоянки.
– Не все водители знают, что за причиненный ущерб ответственность несет администрация автостоянки, – поясняет Олег Попов. – Из практики могу привести пример: мужчина отдал машину на хранение, придя утром увидел, что крыло и дверь помяты, а сама «ласточка» стоит за несколько метров от того места, на которое владелец поставил ее минувшим вечером. Оказалось, что ночью в машину въехал нетрезвый водитель, который находился на территории. Потерпевший узнал номер автонарушителя. Был составлен акт о ДТП, которое произошло на площадке автостоянки, вследствие чего потерпевший пытался получить выплаты по страховому полису. Однако претензию в данном случае следует предъявлять не человеку, совершившему наезд, а самой автостоянке, в соответствии с п.32. Правил оказания услуг автостоянок в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором. В случае, если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.
Вовремя не заплатишь – авто продадут
Важно отметить, что по истечении срока договора потребитель обязан вывезти машину с автостоянки. В случае неисполнения этого правила исполнитель вправе, на основании судебного решения, изъять ваш транспорт и выставить его на продажу. Деньги, полученные от этой «сделки», отправят потребителю, правда, из них вычтут сумму, причитающуюся исполнителю, включая расходы, связанные с продажей.