В ходе проверок комиссия определяла соответствие деятельности проверяемых подразделений законодательным и иным нормативным правовым актам, выявляла нарушения и недостатки в работе отделов, определяла причины их возникновения и меры по их устранению.
Согласно утвержденного плана-графика проверок Управлением были проведены плановые тематические проверки Кадастровой палаты в сфере исполнения полномочий:
- органа кадастрового учета по государственному кадастровому учету земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;
- по представлению сведений государственного кадастра недвижимости;
- по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик;
- по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП);
В рамках организации взаимодействия с заявителями специалистами Управления рассматривались: наличие и соблюдение графика приема заявителей; наличие и организация мест, предназначенных для приема заявителей; наличие необходимой информации, размещенной на информационных стендах; организация консультирования граждан.
В результате проведенных проверок были выявлены следующие основные нарушения:
- кадастровые дела, в которых хранятся поступившие с заявлением при обращении граждан и юридических лиц необходимые для кадастрового учета документы, формируются и ведутся с нарушением требований Порядка ведения ГКН, а именно: в кадастровых делах отсутствует дата открытия дела; документы в кадастровые дела включаются не по мере их поступления в орган кадастрового учета; опись составлена на день проверки, а не на дату поступления последнего документа; не имеется решений об отказе в учетных делах, хотя после решений о приостановлении уже вынесены решения об отказе; наличие неудостоверенных документов в кадастровых и учетных делах; в кадастровых делах хранятся документы, имеющие отношение к совершенно другому объекту недвижимости; в учетных делах отсутствуют копии межевых планов, хотя их наличие предусмотрено ч.7 статьи 26, ч.11 статьи 27 Закона о кадастре). Учитывая количество выявленных фактов во время проверки, необходимо отметить, что данное нарушение допускается систематически, и это несмотря на то, что Законом о кадастре в случае несоответствия сведений на бумажных и электронных носителях приоритет отдается сведениям на бумажных носителях.
- принимаются решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, со ссылкой на несоответствующий пункт статьи 26 Закона о кадастре);
- отсутствуют документы, подтверждающие направление решений об отказе (приостановлении) в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости заинтересованному лицу по почте, либо о вручении лично, что противоречит части 7 статьи 26, части 11 статьи 27 Закона о кадастре и пункта 73 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 № 577 (далее - Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;
- принимаются решения о приостановлении (отказе) осуществления государственного кадастрового учета, в которых указаны не все причины, послужившие основанием принятия такого решения, либо причины указаны некорректно, в том числе отсутствуют рекомендации по устранению замечаний, послуживших основанием для принятия соответствующего решения, что нарушает требования части 4 статьи 26, части 8 статьи 27 Закона о кадастре, пункта 36 Порядка ведения ГКН, пункта 76 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;
- отсутствие единого подхода при принятии решений в процессе осуществления кадастровых процедур;
- ненадлежащее заполнение обязательных граф протокола проверки документов, предусмотренного п. 32 Порядка ведения ГКН (не указываются причины, послужившие основаниями принятия решений об отказе (приостановлении) в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, неверно указан номер технического плана, перепутаны графы, отсутствуют разъяснения и ссылки на нормы и статьи Закона о кадастре и Порядка ведения ГКН, нет подписи должностного лица;
- ненадлежащее заполнение расписок специалистами, принявшими документы на государственную регистрацию (отсутствие подписи должностного лица в копиях расписок, помещаемых в дело правоустанавливающих документов, неверно указано количество листов в документах).
Специалистами Управления были подготовлены Акты по результатам проведенных проверок. Комиссия оценила деятельность Учреждения «удовлетворительно», так как в большинстве случаев выявленные ошибки не носят системного характера, за исключением ведения документооборота архива кадастровых и учетных дел. Кадастровая палата по каждому Акту проверок подготовила план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки. Все замечания исправлены, рекомендации приняты к сведению.
Также специалистами Кадастровой палаты проведен детальный анализ обнаруженных недочетов и замечаний для недопущения аналогичных нарушений в дальнейшей работе.
При этом необходимо отметить и положительный опыт в деятельности филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Рязанской области:
- сотрудники Учреждения успешно справляются с полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
- обеспечен постоянный контроль за соблюдением сроков предоставления государственных услуг;
- ведется активная работа по взаимодействию с кадастровыми инженерами;
- произошла оптимизация численности сотрудников в отделах Филиала, задействованных в процессе оказания государственных услуг;
- все офисы приема/выдачи документов работают без обеденного перерыва;
- увеличена длительность приема заявителей, в том числе в вечерние часы, ведется прием граждан в субботу;
- во всех офисах приема/выдачи документов возможна предварительная запись на все оказываемые в офисе услуги;
-обеспечивается работа телефонной справочной службы («горячая» линия);
- организуются выездные приемы граждан;
Анализ результатов проведенных проверок показал, что в целом деятельность Учреждения соответствует нормам и требованиям действующего законодательства.
Ведущий специалист – эксперт
отдела кадастровой оценки недвижимости
и контроля в сфере кадастрового учета
Управления Росреестра по Рязанской области В.В. Кайдаулова