02:19 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2238

Страх эпохи перемен

У нас всегда так. Сначала принимается закон, потом оторопевшее общество начинает протестовать против него, не читая. Интернет-сообщество организует акции протеста против недавно принятого Госдумой закона о реформировании бюджетных учреждений.

Зрителей, читателей и пользователей пугают тем, что скоро почти все уроки в школах будут платными, бесплатными останутся только русский язык, математика и почему-то физкультура. Это не так. Но люди чиновникам не верят. В нашем обществе в последние десятилетия сформировался устойчивый страх перемен. Пусть плохо, но пусть все останется так, как есть. Все перемены – только к худшему. С такой установкой живут наши люди, наученные горьким опытом.

Что предполагает принятый Госдумой закон? Все бюджетные учреждения, в том числе и связанные с образованием, будут разделены на три группы: казенные, бюджетные и автономные учреждения. Для первых не изменится ничего, они остаются на сметном финансировании. К ним будут отнесены приказом министерства образования и науки специнтернаты, детские дома, школы при колониях, малокомплектные школы. А вот новые бюджетники (в том числе и автономные учреждения) будут получать деньги не по смете, а в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Оплата госзаказа будет дифференцированной и станет зависеть от качества выполнения госзаказа. Плюс к этому у бюджетных и автономных учреждений появится право оставлять у себя и тратить, как они захотят, деньги, заработанные за счет оказания платных услуг и привлечения инвестиций. Вот это более всего и пугает общественность. Опасаются, как бы в число платных услуг не попали и обычные школьные уроки. Разработчики закона им доказывают, что ничего подобного не будет. Образовательные услуги, входящие в государственный образовательный стандарт (а это все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, русский язык, литературу, физкультуру, информатику и другие), будут бесплатными. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом. Дополнительный иностранный язык может стать платным или курс какого-нибудь литературного краеведения, например. Для того, чтобы школа стала автономной, ей нужно рассчитаться со всеми долгами, переписать устав, заручиться поддержкой учредителей и добиться согласия общего собрания коллектива. Сторонники закона считают, что поначалу большинство школ останутся казенными учреждениями и лишь самые продвинутые смогут получить автономию, о которой, в сущности, давно мечтают.

После принятия закона все заработанные учреждением средства будут находиться в распоряжении организации, и госзадание не будет корректироваться на эту сумму, как зачастую происходит при сметном финансировании. Но эта прогрессивная вроде бы идея вызвала много споров. Где гарантия, что окрыленные свободой бюджетники не переведут в разряд платных большую часть своих услуг? Платным может стать только то, что выходит за рамки госзадания, возражают им. Все остальное строго бесплатно. Строго говоря, на стене в каждой школе должен висеть список бесплатных и платных услуг. И нарушение этого перечня будет невозможным из-за контроля общественности. Автономные организации должны будут публично отчитываться о доходах и расходах, сделать прозрачными все финансовые отчеты. Другое дело, захочет ли общественность придирчиво и регулярно разбираться в финансовых отчетах? Хотя мой собственный опыт работы в родительском комитете подтверждает, что родители неравнодушны к тому, как израсходованы собранные ими деньги в фонд школы и класса. И отчетов требуют всерьез.

К тому же платные услуги существуют и сейчас. Не лучше ли ввести их в рамки, регламентированные законом? В России уже сейчас есть учреждения, которые отказались от сметного финансирования и перешли на госзадания. Правда, это всего 759 организаций. Жить в автономном плавании непросто. Может, потому тревогу по поводу принятого закона высказывают и руководители ряда учебных заведений. Сметное финансирование пусть бедновато, но гарантировано, сидеть на смете не хлебно, зато спокойно. Между тем практика применения закона об автономных учреждениях показывает, что это вовсе не так страшно. Но требует новых знаний, новых умений, новых инструментов. Знания, умения и инструменты – дело наживное. Ведь хотя закон и принят, переходный период для его вступления в полную силу продлится до 1 июля 2012 года. Конечно, будет немало проблем. Но все они так или иначе разрешимы.

Ведь все мы прекрасно понимаем, что устройство бюджетной сферы сегодня нерационально, неэффективно и существовать дальше по-прежнему просто не может. Только любую реформу проводят у нас методом бури и натиска – главное, сделать перемены необратимыми, а там – посмотрим. Общество таких реформ, мягко говоря, опасается. Потому и протестует. А власть вынуждена объясняться на ходу и также на ходу разрабатывать более 90 подзаконных актов к закону. Ведь всеобщая паника порождена отсутствием внятной информации о законе, принятом в минимальные сроки. А когда нет разъяснений, рождаются «страшилки».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 97 (3648) от 28 мая 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«Покой я никогда не найду, потому что на свете есть слово...»
Сегодня в Рязани состоится творческий вечер Александры Очировой
Молодежная Соборная встреча
29 мая в нашей области в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры пройдет первая Молодежная Соборная встреча «Азбука Духа и Свободы».
Читайте в этом номере: