В августе прошлого года Виктору Ивановичу Иванову исполнилось восемьдесят пять лет. Эту дату широко отмечали в Рязани, галерее, Исадах. Правительство области приняло решение об издании полного, двухтомного, альбома-каталога галереи, чтобы окончательно утвердить галерею и причастность знаменитого художника к рязанскому краю.
Ко мне в деревню Исток близ Клепиков, где много лет безвыездно проживаю, наш почтальон Марина доставила увесистую бандероль. Догадался сразу, что это художник прислал мне альбом-каталог «Виктор Иванов в собрании Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская». С Виктором Ивановичем мы находимся в дружеских отношениях не менее сорока лет, и смею утверждать, что едва ли кто знает его лучше меня как художника и человека. Мы с ним сверстники и единомышленники. Этот чуткий, мудрый человек сделал на альбоме надпись: «Дорогой Степан Михайлович, Вы положили начало собранию моих работ, и сегодня оно завершилось изданием объёмного каталога. И это только часть собрания. Что-то толкового мы с вами сделали! С этим событием Вас поздравляю и благодарю. Виктор Иванов, январь 2010 год».
Надпись для меня, безусловно, лестная и, думаю, справедливая. Имел отношение я, хоть и негласное, издалека, и к Ивановской галерее, к изданию каталога, не прерывалась связь с художественным музеем, и этому способствовал другой Иванов, Владимир Александрович, художник, человек яркий, увлечённый, самобытный, давний товарищ, мой преемник на месте директора музея. Кстати сказать, именно В.А. Иванов в период лихолетья девяностых годов, когда трещали и рушились учреждения искусства и культуры, сумел не только устоять от напастей, но и сделать Рязанский художественный музей одним из самых престижных, востребованных учреждений культуры. Именно он, при поддержке, понимании местных властей, сделал всё возможное, чтобы создать галерею в практическом воплощении. Его усилиями составлялся и настоящий альбом-каталог.
Бережно держу альбом как драгоценную вещь, боясь ненароком нарушить её прелесть. Осторожно листаю страницы и радуюсь – получилось отличное издание. Оформление сделано с надлежащим вкусом, профессиональным мастерством. Довольно качественно выполнены репродукции с картин и рисунков, приличная передача цвета – нет той анилиновости, синюшности, глянцевого блеска, чем страдают многие издания. Особенно меня удивило и восхитило то, что альбом напечатан не в Италии, не в Финляндии, не в Германии (почему-то считается, что только там есть качество), а в нашей родной Рязанской областной типографии, и сделано это ничуть не хуже, чем в хвалёных фирмах. Наш альбом-каталог рязанский, Ивановской галереи, на равных встанет со множеством альбомов знаменитых художественных музеев. Можно с гордостью сказать: «Рязань не лыком шита!»
«Открытие в Рязани галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская», а теперь издание каталога её собрания, – пишет Губернатор области О.И. Ковалев во вступительном слове к альбому-каталогу, – не просто дань уважения именитому мастеру, но искреннее признание его заслуг перед Отечеством, в том числе и перед малой родиной его предков».
Рассказ о себе сам художник начинает с эпиграфа:
Исполнен долг,
завещанный от Бога
Мне, грешному.
Недаром многих лет
Свидетелем Господь
меня поставил
И книжному искусству
вразумил…
А.С. Пушкин.
В эпиграфе этом вся суть многолетнего творчества В.И. Иванова.
Далее он говорит: «Я благодарю судьбу за то, что она дала мне Родину. Без чувства родины творчество становится опустошённым, лишённым жизни. Я живу среди единокровного со мной народа. Получил лучшее в мире художественное образование. Судьба дала мне полвека свободного творчества. Писал и рисовал то, что хотел и как хотел…» И продолжает: «Близость к людям, к земле утвердили моё убеждение в том, что культура рождается снизу, а не сверху, что самое трудное и необходимое для художника – обрести несвободу от нравственных устремлений народа, что народ – соавтор твоих произведений».
Биографический очерк о жизни и творчестве художника «Судьба великого художника-земляка» написала искусствовед М.В. Зайцева. Она же и составила каталог. Рассказ ведёт неторопливо, серьёзно, достойно, без подобострастия. Завершается текстовой материал каталога статьёй директора художественного музея В.А. Иванова, к великому сожалению, ныне покойного, – «Виктор Иванов и Рязанский художественный музей». О своём детище он рассказывает увлечённо как о факте свершившемся, значительном. Как завещание – его слова о том, какой галерея ему видится в недалёком будущем.
Безусловно, основную ценность каталога составляют репродукции, а их в нём 361. Расположены они не в хронологическом и жанровом порядке, как это принято. Живопись не отделяется от рисунка, картина от портрета, пейзаж от этюда, зарисовка от эскиза. Такое расположение наглядно даёт возможность проследить всё многообразие творческого процесса художника, многотрудную работу над картиной и, что, по-моему, очень важно, – постоянную живую связь с натурой, с героями картин.
В своё время наш знаменитый учёный-искусствовед Г.К. Вагнер сказал: «Мастерство этого художника на уровне великих мастеров эпохи Возрождения». Чтобы убедиться в этом, достаточно в альбоме посмотреть фрагменты картин, воспроизведённые во весь лист.
У нас немало знаменитых земляков, но на слуху постоянно только Иван Павлов, Сергей Есенин. К этой паре следует присоединить третьего – Виктора Иванова. Памятник ему поставили, да какой – картинная галерея.
Степан Степашкин,
искусствовед,
директор Рязанского
художественного музея 1958 – 1987 гг.,
заслуженный работник культуры РСФСР.