Народная артистка России Чулпан Хаматова – одна из ярких и талантливых современных актрис. Она снялась почти в тридцати кинофильмах, удостоена более двадцати различных наград, в числе которых премии ТЭФИ, «Золотой Орел», «Хрустальная Турандот»… С 1998 года Чулпан Хаматова – ведущая актриса театра «Современник». Каждый спектакль с ее участием становится событием, будь то традиционные постановки («Три товарища», «Три сестры») или новаторские («Мамапапасынсобака», «Антоний & Клеопатра») – игра Чулпан Хаматовой всегда неповторима.
Моноспектакль «Час, когда в души идешь, как в руки» прошел в Рязанской областной филармонии. Премьера состоялась в феврале этого года в Санкт-Петербурге, затем спектакль посмотрели зрители в Екатеринбурге, Челябинске и за рубежом – в Латвии и Лондоне. В основе постановки биографическая повесть Марины Цветаевой «Мать и музыка» и стихи Беллы Ахмадулиной «Уроки музыки», «Сказка о дожде». Эти произведения Чулпан Хаматова исполняла в музыкальном сопровождении саксофонистки Вероники Кожухаровой и пианистки Полины Кондратковой.
Центральное место в моноспектакле отведено биографической повести «Мать и музыка». Актриса показала, что для Марины Цветаевой игра на рояле не была главной в жизни: «Музыкального рвения у меня не было. Виной, верней причиной, было излишнее усердие моей матери, требовавшей с меня не в меру моих сил и способностей, а всей сверхмерности и безвозрастности настоящего рожденного призвания…». Чулпан Хаматова играла порывистую и жесткую по отношению к себе и близким девочку, стараясь донести до зрителей всю сложность взаимоотношений Марины с матерью, музыкой, словом. Однако во многом благодаря музыке Цветаева приобщилась к поэтическому слову: «Бедная мать, как я ее огорчала и как она никогда не узнала, что вся моя «немузыкальность» была – всего лишь другая музыка!»
Об этой другой музыке говорила и Бэлла Ахмадулина, поэтому неслучайно Чулпан Хаматова прочитала ее стихотворение «Уроки музыки», посвященное Марине Цветаевой и ставшее настоящей кульминацией моноспектакля:
Не ладили две равных темноты:
рояль и ты – два совершенных круга,
в тоске взаимной глухонемоты
терпя иноязычие друг друга.
Женщина и рояль – два совершенства, однако и две противоположности, которым трудно примириться. Инструмент может заиграть лишь с помощью «союзника» – человека. А Марина – одиночка, музыка ее стихов звучит сама по себе. Для Чулпан Хаматовой было важно показать истоки музыкальности и влияние музыки на творчество поэтессы.
Всякому творческому человеку нужна свобода мыслей, чувств, мироощущений… Эту внутреннюю свободу дает и музыка, и поэзия. В подтверждение этого актриса представила зрителям чудесную «Сказку о дожде» Бэллы Ахмадулиной. Влюбленный в героиню дождь проникает вслед за ней в аристократический дом и рушит своим приходом все каноны, показывает людей такими, какие они есть на самом деле. Этим произведением Чулпан Хаматова подняла еще одну тему – беззащитности человека в минуты разочарования:
И вдруг я увидала – там, в окне,
мой верный Дождь один стоял и плакал.
В моих глазах двумя слезами плавал
лишь след его, оставшийся во мне.
В звуках саксофона и рояля будто слышался шум дождя.
– Эта постановка – не спектакль и не концерт. Это наше яростное желание поделиться мыслями о возможности побега из выхолощенной, бесчувственной реальности. Казалось, нас за руки вели две величайшие женщины, два великих поэта прошлого века: Марина Цветаева и Белла Ахмадулина. Большая дерзость читать со сцены их прозу и стихи, но радость, которую они дарят, перевешивает любой страх, – писала о своей работе Чулпан Хаматова.
Волшебная сила искусства позволила актрисе быть не просто исполнительницей известных произведений, но и буквально перевоплотиться, явить на сцене подлинный образ двух великих властительниц дум XX столетия. Зрители получили на этом вечере возможность не только соприкоснуться с прекрасным, но и по-новому взглянуть на творчество Марины Цветаевой и Бэллы Ахмадулиной.