– Как избежать и как выйти из конфликта на работе?
– Конечно, если есть возможность избежать конфликта, лучше это сделать. Но продолжительное общение никогда не бывает бесконфликтным. Обязательно рано или поздно вы столкнётесь с противоположной точкой зрения или окажетесь втянутым в «неприятную историю». Главное – помнить: у любой проблемы всегда есть решение. Даже если ситуация вначале кажется вам безвыходной, надо взять тайм-аут и посоветоваться с друзьями или с психологом (психотерапевтом). Конфликт можно разрешить как минимум четырьмя способами: найти «возможность сотрудничать», прийти к компромиссу, уступить или просто избегать «решения вопроса». Наиболее продуктивным способом разрешения конфликта является сотрудничество, направленное на выработку совместной стратегии решения конфликта и дальнейшей бесконфликтной работы.
– Существуют проблемы чисто женского или мужского коллектива. Как их правильно решать?
– Основные проблемы чисто мужского коллектива заключаются в том, что в коллективе нет женщин, и поэтому коллектив «огрубевает», начинают преобладать силовые методы решения конфликтов и «армейские принципы». В чисто женском коллективе часто процветает тактика «злопамятно и исподтишка», что приводит к затяжным конфликтам и «тихим войнам». Главное – помнить, что рядом с вами такие же люди, как и вы, что у них есть семья, дети, родители и, может быть, это поможет вам относиться к окружающим добрее.
– «Объект обожания» на работе – это плюс или минус, с психологической точки зрения?
– Плюс: появляется лишний повод «хотеть» идти на работу (кроме денег, общения и самореализации); находиться на работе рядом с объектом обожания становится веселее, интереснее и приятнее; «любовь» может улучшить вашу производительность и работоспособность; всегда спокойнее, когда рядом работает «свой человек». Минус: возможно, что после охлаждения чувств, появится лишний повод «не хотеть» идти на работу; возможно, находиться на работе рядом станет просто невыносимо; «любовь» может ухудшить вашу производительность и работоспособность; в лице бывшего «объекта обожания» вы рискуете заиметь шантажиста или «кровного врага».
– Как установить контакт с начальством?
– Вот несколько способов: проявлять инициативу в как можно большем количестве дел, не забывая при этом благополучно доводить их до конца и, таким образом, отличиться; «грамотно» повести себя на корпоративной вечеринке и т.д.
– Новенький в коллективе. Возможна ли «дедовщина» на работе?
– Если вы пришли в новый коллектив, вам понадобится время, чтобы изучить «кто есть кто» и почувствовать «подвод-
ные течения». А пока вы не освоились, ведите себя тихо, но не позволяйте себя обижать. Сразу дайте понять, что вы знаете себе цену (но не переоцените себя). Юмор в любых ситуациях может стать вам хорошим помощником.