Роскомнадзор представил на общественное обсуждение концепцию защиты детей от информации, вредной для их здоровья и жизни. Над документом, призванным конкретизировать правоприменительную практику 436-го Федерального закона, работали 120 ведущих ученых, экспертов. Они подготовили подробные рекомендации, какие книги, издания, фильмы, передачи дети могут читать и смотреть, а с какими лучше повременить до достижения более старшего возраста. О том, что концепция открыта для внесения предложений, замечаний, рассказал на Всероссийской видеоконференции руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. На видеосвязь с главой ведомства вышло и региональное управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководители ряда региональных СМИ.
Жестокость, смерть, насилие, агрессия, зло… Если кто-то скажет, что этого в жизни нет, тот либо ненормальный, либо лгун. И дети такому человеку не поверят. Гораздо больше их отпугнут неискренность и сюсюканье в разговоре о серьезных вещах. Вопрос в другом – как в аудиовизуальной продукции для детей показывать волнительные сцены. Лиса ведь может съесть колобка с кровожадным выражением лица, а Иванушка – посадить Бабу Ягу на лопату и отправить в огонь с особой жестокостью. И выражение «как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам» можно проиллюстрировать так, что ребенок превратится в заику. Тут самое главное – чувство меры, вкус и понимание духовного содержания произведения. И взрослые в этом смысле должны быть солидарны с детьми. Кому из нас не хотелось отсечь голову Змею Горынычу (читай – вредным привычкам), поставить на место лукавую Лису, которая втерлась в доверие и отобрала избушку (а значит, живет за счет других), или отправить зло прямо в печь, как действовал сообразительный Иванушка (правильно, с нечистой силой нельзя договариваться!). Где грань между поучительным и вредоносным содержанием? Несмотря на огромное число мнений, очевидно – нужно прийти к единому. Особенно когда речь идет о распространении и тиражировании аудиовизуальной продукции, которая может попасться на глаза детям.
Большинство вопросов, поступивших Александру Жарову, касались маркировки информационной продукции, а также разъяснений отдельных моментов ее оборота.
Вновь прозвучал самый популярный вопрос – что будет с детской и вообще – кинематографической классикой, где герои (как Волк в «Ну, погоди!») курят, угрожают поквитаться, и демонстрируют хулиганское поведение, от которого малыши покатываются со смеху. Глава Роскомнадзора еще раз заверил, что никакие возрастные ограничения на эти произведения, обладающие исторической, культурной ценностью, накладываться не будут. Без маркировок остается и экранная классика, например, фильмы о войне. Но и здесь вещательная политика должна строиться с умом. Например, фильм «Иди и смотри», где есть шокирующие сцены, в сетку вещания можно поставить поздно вечером, а можно утром – тут уже многое зависит от чуткости программного редактора. Что лишний раз подтверждает – лучшим регулятором в вопросах нравственности являются совесть и культура, а законы и концепции можно сравнить с белой тростью для тех, кто окончательно потерял зрение.
Правда, бывают случаи, когда и добросовестные редакции не знают, как поступить. Если в фильме, передаче фоном идет песня, где упоминаются алкоголь, наркотики, сигареты, нужно ли этот контент маркировать значком «18+» и относить его показ на ночное время? Ответ от Роскомнадзора прозвучал такой: все зависит от степени акцентирования внимания на теме, от того, какую роль играет песня в показываемой сцене.
Чего точно нельзя делать СМИ – так это употреблять в текстах матерные слова. Под запрет попали четыре слова, употребление остальных грубопросторечных и бранных выражений остается на совести редакторов. К сожалению, разухабистая речь очень часто приводит к публикации именно «непечатной лексики». Автор просто забывает о тормозах. Роскомнадзор выдал около 40 предупреждений СМИ, вышедшим за рамки дозволенного в словесных баталиях.
Александр Жаров сообщил, что еженедельно мониторингу подвергается 5 тысяч СМИ. В 20 – 30 из них находят какие-либо нарушения, и информация удаляется. В спорных случаях, связанных с применением норм Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», свою оценку дает экспертная комиссия при Роскомнадзоре, аккредитованные при ней экспертные организации. Но правовое просвещение намного действеннее запретительных мер. Видеоконференции со СМИ ведомство решило проводить несколько раз в год, чтобы редакторы смогли получить исчерпывающую информацию из первых уст.