В конце декабря (по старому стилю) 1913 года поступил в продажу январский номер за 1914 год московского детского журнала «Мирок». Среди других произведений в этом издании на десятой странице было опубликовано стихотворение «Береза», подписанное псевдонимом «Аристон».
В то же самое время Есениным из Москвы в Спас-Клепики Рязанской губернии было направлено письмо на имя местного жителя Григория Панфилова: «Посылаю тебе на этой неделе детский журнал, там мои стихи». Где-то через месяц тому же адресату, однокашнику Есенина по Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, была послана фотография, на обороте которой имелась надпись: «Распечатался я во всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра, и псевдоним мой «Аристон» сняли. Пиши, говорят, под своей фамилией». Принадлежность этого псевдонима Есенину установил литературовед Давид Золотницкий. Он, просматривая хранившуюся в Институте литературы Академии наук СССР рукопись книжки детских стихов «Зарянка», обнаружил в ней вырезку стихотворения «Береза» из январского номера журнала «Мирок» за 1914 год с есенинской авторской пометкой. По мнению литературоведа Сергея Кошечкина, источником есенинского псевдонима могло быть не только одноименное название получившего в то время распространение музыкального ящика, а скорее всего отменное знание будущим автором «Радуницы» творчества выдающегося поэта екатерининской поры Гавриила Державина. Вот пятая строфа из его стихотворения 1794 года «К лире»:
Души все льда холоднея.
В ком же я вижу Орфея?
Кто Аристон сей младой?
Нежен лицом и душой,
Нравов благих преисполнен?
В 1914 году в московских журналах «Мирок», «Проталинка», газете «Новь», петербургском большевистском издании «Путь правды» было опубликовано десять стихо-творений Сергея Есенина. По воспоминаниям друга Есенина Николая Сардановского, «свой первый гонорар, кажется, около трех рублей, Сергей целиком отдал отцу… Насколько я Сергея понял, на эти деньги он смотрел не как на обычный заработок, а как на нечто высшее, достойное лучшего применения».
Юный поэт работал в то время подчитчиком в типографии «Товарищества И.Д. Сытина», а затем корректором в типографии торгового дома «Чернышев Д. и Кобельков Н.», был слушателем первого и второго курсов вечернего историко-философского факультета академического отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, состоял действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка. В заявлении о приеме в это творческое содружество Есенин указал, что его «печатные материалы появлялись в изданиях «Рязанская жизнь», «Новь», «Мирок», «Проталинка», «Путеводный огонек».
Вполне вероятно, что поэт мог быть не совсем точным в отношении даты своей первой публикации. Но возможно и то, что у исследователей его творчества еще есть шанс до конца разгадать тайну есенинского печатного дебюта. Тем более что в заявлении в Суриковский кружок указана газета «Рязанская жизнь», которая пока не значится в числе изданий, где в 1913-1914 годах помещались произведения поэта. Не найдено их и в журнале «Путеводный огонек».