17:27 МСК
Суббота
04 / 07 / 2020
2071

Театральные сезоны

Театральное пространство России едино; чтобы писать о гастролерах, о премьерах в местных театрах, надо знать контекст, ситуацию за пределами своего города. Активнее всего творческая жизнь кипит в столице, поэтому посещение московских спектаклей – настоящий предновогодний подарок.

Эту возможность я вместе с коллегами из Кемерова, Вологды, Ижевска, Барнаула, других городов получила благодаря семинару профессора Высшего театрального училища им. М. Щепкина критика Ирины Холмогоровой. Семинар проводится для региональных журналистов, пишущих о театре. Два раза в год кабинет критики Союза театральных деятелей России, которым руководит Элеонора Макарова, собирает нас в разных городах страны, где проходят фестивали или есть много хороших спектаклей. В Москве мы разбирали рецензии друг друга, встретились с известными критиками, посетили спектакли Малого театра, театра им. Вахтангова, «Гоголь-центра», Школы драматического искусства.

Потрясением для многих стал «Евгений Онегин» в театре им. Вахтангова, поставленный худруком Римасом Туминасом. Такому спектаклю противопоказаны школьные походы «всем классом», тут взрослые познают себя, свою страну, кто-то плачет навзрыд. Здесь все сошлось: гений Пушкина, режиссерский талант Туминаса, блестящий актерский ансамбль: Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов в главных ролях, Людмила Максакова, Юлия Борисова…

Это прочтение классики оценил экспертный совет «Золотой маски»: режиссер, спектакль, художники и два актера, Маковецкий и Вдовиченков, номинированы на национальную премию. И тут можно провести параллель: те же самые эксперты не прошли мимо другого спектакля по русской классике, «...и наказание» Рязанского театра кукол по Достоевскому. В номинациях для театра кукол на премию выдвинуты – спектакль, режиссер, художник и два артиста – Василий Уточкин и Владимир Коняхин. В начале следующего года «…и наказание» будет сыгран в столице в рамках «Золотой маски». И стоит задуматься, почему сейчас так востребованы именно эти романы Пушкина и Достоевского?..

…Но продолжим о Москве. Многие из нас впервые побывали в «Гоголь-центре», которым руководит Кирилл Серебренников. Над интерьером культурного центра поработали талантливые дизайнеры. Сюда может зайти любой человек с улицы: посидеть в кафе, приобрести книгу в книжном магазинчике, посмотреть инсталляции творцов современного искусства, ознакомиться с медиатекой. Только на спектакли и некоторые мероприятия вход по билетам. В «Гоголь-центре» проходят перфомансы, концерты, фестивали современной хореографии, лекции, видеопоказы… Создав клубную атмосферу, представляя культуру и искусство в современном формате, молодежь вовлекают в диалог на том языке, который ей интересен и понятен.

Мы попали на встречу с известным драматургом Александром Гельманом в рамках программы «Гоголь+», пообщались с куратором программы критиком Аллой Шендеровой – и посмотрели спектакль «Метаморфозы» по Овидию (в переложении Валерия Печейкина). Режиссеры Кирилл Серебренников и Давид Бобе (Франция) создали яркое зрелище с использованием медиатехнологий, заставляющее задуматься о природе страстей и жестокости человека.

Именно здесь, в «Гоголь-центре», этой осенью состоялся второй показ в Москве замечательного спектакля «Допрос» молодежного театра «Предел» из Скопина. Право, жаль, что скопинцы не заявляли его на «Маску»… Жесткую прозу нашего земляка Захара Прилепина режиссер Владимир Дель талантливо перевел на современный театральный язык. «Допрос» с успехом гастролирует по всей стране, получает премии на фестивалях. И в «Гоголь-центре» после спектакля состоялось живое его обсуждение с участием Захара Прилепина.

Театр – живой организм, он постоянно видоизменяется. И люди, пишущие о театре, должны постоянно совершенствоваться, узнавать новое, иначе невозможно верно оценить события. А в нашей области режиссеры активно экспериментируют, к нам приезжают интересные постановщики из столиц и из-за рубежа… Как хочется, чтобы вслед за первой номинацией рязанцев на «Маску» последовали и другие.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 243 (4545) от 26 декабря 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Не оставляя нравственность на «потом»
можно добиться более высоких результатов в экономике
Виктор Баженов
В плюсе
Все обязательства перед застрахованными людьми выполнены
Ольга Трубушкина
Читайте в этом номере: