Жизнь наши планы, конечно же, подкорректирует. Она, как это бывало во все годы, преподаст нам не один урок. И мы, возможно, не сразу усвоим их – так уж повелось: наш опыт – сын ошибок трудных, это еще когда классик заметил, а что сказано классиком, то – на века.
Но тем не менее, итожа то, чем запомнился год уходящий, мы можем с полным основанием говорить: 2013-й укрепил позиции нашей страны на международной арене.
Развязка ситуации в Сирии, которая грозила разразиться большим военным конфликтом. Решение многолетних споров вокруг иранской проблемы. Помощь Украине в наиболее сложный для нее момент. Россия убедительно показала миру: с ней сегодня нельзя не считаться. Сегодня она готова не только отстаивать свои позиции, но и предлагать свою повестку дня. Как заметил политолог Алексей Пушков, анализируя главные вехи нашего внешнеполитического курса: «Год закончился для России на сильной ноте».
Будет ли год наступающий отмечен такими же высокими нотами ритма нашей с вами жизни? И есть ли к тому предпосылки?
О чем в последние годы говорят наши экономисты, директорский корпус? О необходимости государственной промышленной политики. Год уходящий ознаменован тем, что вопрос этот наконец-то не просто вынесен на обсуждение – его предлагается поставить в число приоритетных.
Наверное, ни одна из реформ последнего десятилетия не вызывала столько острых споров, дискуссий и критики, как реформа образования. Принятие нового закона, похоже, не очень-то снизило их накал. В году наступающем международная педагогическая конференция соберет представителей сферы образования целого ряда европейских стран ( справедливости ради надо заметить: снижение общего уровня знаний учеников не только наша проблема, пути ее решения ищут и в Чехии, и в Австрии, и в Венгрии). С проведением этой конференции педагогическая общественность связывает надежды на то, что коллективный разум позволит выработать конструктивные подходы к развязке наиболее спорных, больных, проблемных узлов в российском образовании.
Буквально на исходе года уходящего Президент подписал указ о проведении в 2014-ом Года науки Россия – ЕС, тем самым давая возможность нашим ученым ближе познакомиться с опытом работы их европейских коллег, завязать новые деловые, научные контакты. Короче говоря, сверить часы, а при необходимости ускорить их ход.
В ходе реформирования РАН это может стать хорошим подспорьем. Важно лишь не забывать слова нашего великого земляка, нобелевского лауреата, академика Ивана Петровича Павлова. А он вот что сказал: «Наука имеет Отечество, и ученый обязан его иметь. Я русский. И мое Отечество здесь, что бы с ним ни было». Понятно, что и Отечество в лице государства должно дать основу для закрепления такой позиции, а не повторять, как это было на протяжении последних двух десятилетий, тезис об открытости границ: мол, творите, выдумывайте, пробуйте на любых параллелях – меридианах. Попробовали. Далеко не у всех получилось. Как там в песне: «Ваше благородие, госпожа чужбина, крепко обнимала ты, да только не любила…». Увы, весьма редко имена уехавших за рубеж наших молодых ученых звучат в контексте новых научных достижений: очевидно, в странах, их принявших, наука тоже имеет отечество.
В последние дни уходящего года страна попрощалась с человеком, имя которого, без преувеличения, знали во всем мире, – знаменитым оружейником, дважды Героем Социалистического Труда Михаилом Калашниковым. Его знаменитый автомат не просто оружие. Это марка, по которой узнают и мастера, и страну. В 2013 году в России появилось звание Героя Труда. И это не простая формальность. Стране не только нужны герои нового, сегодняшнего времени – государство готово по достоинству чтить их.
Николай Васильевич Гоголь как-то заметил: «В десять лет внутри России столько совершается событий, сколько в других государствах не совершается в полвека». В канун Новогодья нам всем хочется, чтобы события эти были добрыми – для нас и для страны.