А еще совсем недавно в чести были династии хлеборобов, шахтеров, сталеваров. Учительские династии как-то не вписывались в пролетарские традиции, и в современной моде им место вроде бы не находилось. Год учителя заставил взглянуть по-другому на традицию педагогических династий. Во-первых, мы поняли, что такие династии на земле рязанской есть и их совсем немало. Более пятидесяти работ было прислано на конкурс. Во-вторых, история каждой из таких династий заслуживает глубокого и внимательного исследования и большого уважения. Прочитав множество историй о том, как в рязанской глубинке из поколения в поколение передавалась любовь к профессии учителя, переходило от родителей к детям главное дело всей жизни, я убедилась в том, что рассказывать о таких семьях можно до бесконечности. Они прекрасны, благородны, полны достоинства, эти люди, у которых есть чему учиться.
Как принято говорить, их человеческие судьбы переплелись с судьбой страны. В них было все – труд в сложнейших условиях, когда вся страна менялась и школа вместе с ней. Когда не хватало тетрадей и учебников, а чернила замерзали в нетопленом классе. Когда дети могли только мечтать о школьной форме и сытном обеде. Когда поездка в столицу для сельского ребенка была впечатлением на всю жизнь. У выпускника пединститута в сельской глубинке всегда была возможность и соблазн – сменить профессию, хлопотную, не слишком денежную, беспокойную. Сколько их, выпускников пединститутов, уходило в журналистику, на советскую и комсомольскую работу, а потом – в бизнес, в предпринимательство, в торговлю… Учителям трудно было выживать в годы перемен. Но не все уходили из профессии. А некоторые даже в эти сложные годы приводили в свою профессию собственных детей. И возникали династии тогда, когда никто всерьез не задумывался о том, как будет ветвиться родословное древо. Им было некогда задуматься об этом древе. А теперь пришло время погрузиться в прошлое своей семьи, и открылось столько всего интересного.
Сегодня мы рассказываем лишь о нескольких учительских династиях. Хочется верить, что будем рассказывать о них еще и еще раз. И конкурс найдет свое продолжение в будущем. И династии педагогов будут расти и крепнуть. А как же иначе? По наследству можно передавать не только голубую кровь, но и любовь к профессии, мастерство, привязанность к земле, где родился. Так что продолжение следует.