Из дома в школу уходили папа, учитель истории Абаев Ханиф Саитович, мама, учитель географии Алимя Сафиулловна, тетя, учитель начальных классов Лидия Саитовна, я, ученица Абаева Лиоза. Это было в Узбекистане, в городе Ленинске Андижанской области.
Папа и мама родились в селе Азеево Ермишинского района. У папы в семье было четыре сестры и три брата. После окончания семилетки папа уехал в Чарджоу, где уже жили старшие братья и сестры. Там он поступил в педучилище и с 1939 года начал работать в школе. В ноябре того года его призвали в армию и направили в Мелитопольское летное училище. Когда началась война, он перегонял со станции Зима Иркутской области самолеты, полученные по ленд-лизу, на фронт. Потом он воевал на 3-м Белорусском фронте. В июне 1944 года был ранен, лежал в госпитале в Москве. После госпиталя отправился подлечиться на родину, в Азеево, там познакомился с мамой. В ноябре 1944 года они поженились. Я родилась в 1946 году, и семья наша уехала в Среднюю Азию, к бабушке.
Мама Алимя Сфиулловна Бегишева тоже выросла в большой семье. Училась на рабфаке в Казани, закончила курсы при Рязанском пединституте и стала преподавать географию в Азеевской школе. В годы войны мама вместе с учениками рыла окопы под Елатьмой, награждена медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Ее сестра Рахимя Сафиулловна уехала работать в Казахстан, преподавала там немецкий язык. Младший брат мамы Хамид Сафиуллович закончил Касимовское педучилище, работал учителем математики. Во время войны пропал без вести под Сталинградом.
Мы вернулись на родину, в Азеево, в 1953 году. Сначала папа преподавал историю в школе села Савватьма, ходил туда пешком за 15 километров от дома. А с 1955 года он – учитель истории, географии, потом завуч Азеевской средней школы. Папа удивительно красиво танцевал танго на школьных вечерах. Приглашал меня, а я не умела танцевать и отказывалась. Вот бы сейчас станцевать с папой. А мама работала 16 лет в школьной библиотеке и преподавала географию. Нас, детей, в семье было трое. Мы никогда не слышали грубых слов, не видели скандалов. Авторитет отца и в семье был непререкаем. Еще в Андижане он окончил учительский институт. А в Рязанский педагогический поступил через год после меня. В 1967 году мы окончили институт вместе. Отец четверть века отдал школе.
Моя младшая сестра Равиля – тоже учитель. Учила русскому языку и литературе детей сначала в Набережных Челнах, потом в Петербурге. Ее учительский стаж – 39 лет. Я начинала работать в Аделинской средней школе Шиловского района, новой, только что построенной. Нас, молодых учителей, было трое. Целыми днями мы были в школе, после уроков проводили дополнительные занятия, кружки, огоньки, вечера. В 2009 году моему первому выпуску исполнилось 40 лет. Встречаемся ежегодно, все уже бабушки и дедушки, забываем о возрасте, будто бы не было этих десятилетий.
Через три года после окончания института я вышла замуж, уехала с мужем в город Электросталь, под Москвой. При первой возможности пошла в школу. Была организатором внеклассной работы, потом преподавала химию. Стала классным руководителем в спортивном классе – у 26 мальчишек, хоккеистов. Им сейчас по 45 лет, до сих пор мне звонят, вспоминают школьные годы.
В 1981 году не стало папы, и мы вернулись в родное село, к маме. Вот уже 28 лет я – в своей родной Азеевской школе. У нас с мужем трое детей и пятеро внуков. Все дети получили образование, старший сын Руслан тоже работает в школе. Сколько же нас в одной семье, посвятивших себя профессии учителя? Более двадцати человек. Общий педагогический стаж династии около 600 лет. Только в Азеевской школе в настоящее время работает трое учителей из нашей семьи. Собраться бы нам всем вместе. Но живут наши родные теперь за границей – в Узбекистане и в Туркмении. Есть ветви нашего родословного древа и в других городах России. Общаемся чаще всего по телефону. Я думаю, что старшему поколению нашей семьи не пришлось бы краснеть ни за кого.
Лиоза СЕРЕГИНА,
учитель химии и биологии
Азеевской средней школы.