05:41 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2398

Константин Панкратов: «Я не надеюсь, я действую»

В свой юбилей известный музыкант полон творческих задумок

У юбилеев всегда есть грустная «изнанка»; отсчет прожитых лет. Особенно тех, которые по российскому законодательству означают пенсионный возраст – 55 лет для женщин, 60 – для мужчин. Это как будто водораздел между жизнью деятельной и социально востребованной и умиротворенно-созерцательной, вне общества.

Когда меня пригласили на юбилейный вечер Константина Панкратова, проходивший 15 января этого года в кафе-клубе «Фонтан», и я узнала, что мероприятие называется «С улыбкой на пенсию», сначала не поверила: разве Константину шестьдесят?! Потом стала вспоминать, как давно мы знакомы. С середины 90-х, а он уже тогда был музыкальной звездой и активно осваивал «смежную» литературную деятельность (на почве чего мы и встретились в поэтической «тусовке»). Значит, никакой ошибки в датах…

Но феерический концерт в «Фонтане» опроверг объективную реальность. Во-первых, шутливое название сразу предупреждало, как юбиляр относится к тому, что дошел до «пенсионного возраста». Во-вторых, на какую пенсию может выйти человек, занятый сразу во многих проектах, играющий на бас-гитаре в десятках ансамблей, дающий концерты, но не связанный ни с одной организацией Трудовым кодексом РФ? В-третьих, после того, как Константин Панкратов четыре часа отыграл на гитаре, сначала помогая всем, кто выходил на сцену в тот вечер, молниеносно настраиваясь на «волну» каждого исполнителя, а затем в составе группы Feelin’s, посвятившей его юбилею второе отделение концерта, все сомнения отпали: в афишу вкралась серьезная неточность! Этот человек моложе всех молодых!.. А то, что его некоторые выступавшие называли в поздравительных речах «Иванычем», дань уважения, но не соответствие календарным летам!

Но не все так просто! Константин Панкратов – человек-загадка, которую «с наскока» не разгадать. Гости «Фонтана» неистово аплодировали юбилейному концерту, построенному в формате «музыкального джема», и главному виновнику торжества. А за несколько дней до юбилея мы с Константином беседовали в этом же кафе днем за чашкой кофе, и передо мной был, казалось, другой человек. Я хотела расспросить, чем он встречает свое 60-летие. Но особенность Константина Панкратова в том, что, о чем бы ни шел разговор, он обязательно свернет на глубины мировоззрения. На возможность духовного роста личности.

…В 2006 году Константин Панкратов вместе с группой «Верес», в которую тогда входили вокалистка Екатерина Шеверева, поэт и музыкант Николай (Колючий) Пашков, пианист Сергей Кузнецов, работали над проектами «Русь родная» и «Куница», выступали с ними в Москве и собирались делать студийные записи. Духовным лидером проекта «Русь родная» сотоварищи единодушно считали Сергея Есенина. Проект состоял в сочетании чтения со сцены текстов (стихов Есенина, прозы Панкратова и других авторов группы) под музыкальное сопровождение. Стилистически и текстуально это действо развивало есенинскую поэтику и художественный метод символизма (по статье Есенина «Ключи Марии»), а музыка намеренно бралась самая современная – от джаза до рэпа, чтобы сломать стереотипы восприятия Есенина. В нем перекидывался «мостик» к учению Карлоса Кастанеды. Проект «Куница», тоже проза и стихи под музыку, развивал темы Кастанеды в сторону буддизма – там настойчиво звучал мотив «Пути на Восток». Проза была любопытная, перемежающаяся стихами – по мнению авторов, именно так выглядит поток мыслей современного разумного и культурного человека, ищущего «путь к себе». Я писала рецензию на эти проекты, и теперь мне было любопытно, что с ними стало, – может, тексты уже вышли отдельной книгой, ведь психоделическая проза сейчас в «мейнстриме». Но Константин признался, что осознал себя как музыканта, а не писателя, и в последнее время музыка для него главное, а литература – лишь средство подчеркнуть ее своеобразие. К такому выводу он пришел после того, как выпустил CD-диск с «Куницей» небольшим тиражом, раздарил друзьям и сам стал слушать запись – и, как человек самокритичный, почувствовал, что он не вызывает у самого автора эмоционального отклика.

– Это постоянно происходит со мной – все, что я творю, и в литературе, и в музыке, потом не очень люблю и стараюсь переделывать, – объяснил Константин.

Поэтому он отложил диск на год, переслушал, «принял» внутренне и успокоился – забыл про него, переключился на другие темы. Правда, эти темы все равно склонялись к излюбленному формату литературно-музыкальных композиций – но теперь уже по чужим текстам. За годы, прошедшие с создания «Куницы», Константин Панкратов подготовил программу по стихам Игоря Северянина, крупную музыкальную «поэму» по великой «Божественной комедии», а самое «свежее» достижение на этом поприще – презентация компакт-диска по «Лингвогобеленам» Вилли Мельникова, состоявшаяся в ноябре прошлого года в Рязани. Альбом Вилли Мельникова называется «Зеркала в голове», выпущен он Константином совместно с группой «Айрин», которые заинтересовали нашего героя тем, что пели стихи Лермонтова по-английски в стиле «мат-кор» («Математическая корреляция», – расшифровал Константин. Не знаю, что это, но звучит солидно). Песни на переводы Лермонтова и его стихи в исполнении Панкратова вошли в альбом наряду с текстами Вилли Мельникова и треками музыки «Айрин». Лингвист был поражен: ему никогда не делали таких подарков!..

Казалось бы, Константин Панкратов должен быть доволен, что встречает свой юбилей такими достижениями. Но у него на этот счет иная точка зрения. Достижение для него – это личное «прозрение». А в творчестве достижений не бывает: творчество – это процесс, и в том его сладость. «Иваныч» равно увлечен ведением секции авторской песни межрегионального конкурса-фестиваля детского литературно-художественного творчества «Начало», собственными проектами и сугубо исполнительской деятельностью. Всякое творчество ему только в радость. Смущает Константина лишь то, что он не может сосредоточиться на чем-то одном: ведет разом несколько проектов, играет в нескольких ансамблях… Впрочем, не сильно смущает: «Раз так Бог дал, что мне-то переживать?» – позиция нашего героя.

На некорректный, каюсь, вопрос, хватает ли на жизнь заработков музыканта, Константин, не чинясь, ответил:

– Об этом я никогда не задумывался! Живу по принципу: «Бог даст день, Бог даст пищу». Я сначала делаю, потом думаю о практической стороне. Я понял: когда делаю что-то только для себя, нет никакого толку, просто ничего не получается. А когда выбираю какой-то объект – для кого, для чего или для какой идеи я стараюсь – у меня все складывается. Есть жизненный принцип, который очень помогает мне и в быту, и в творчестве: я ни у кого не беру в долг – живу по средствам.

Единственное, что немного «мешает» этой гармонической личности, так это идейная и духовная «разорванность» поколений взрослых и молодых музыкантов, ставящих во главу угла технику без духовности. Я спросила, надеется ли он своей работой изменить положение дел к лучшему.

– Пожалуй, я человек не надежды, – сказал мой собеседник. – Я не надеюсь, я действую.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 254 (4556) от 21 января 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Из Петербурга в Рязань

Как полтора века назад

Запевай-ка, хор, колядки!

МИХАЙЛОВ. Подведены итоги открытого конкурса на лучший эскизный проект реконструкции мемориального комплекса «Воинская Слава» в райцентре
Победителем признан эскиз скульптора Бориса Горбунова.
О сопричастности
Чем меньше дней остается до Олимпиады, тем чаще олимпийская тематика становится главной. Но, как правило, используя этот информационный повод, журналисты (и не только они) не ограничиваются ...
Галина Зайцева
Читайте в этом номере: