Оптические квантовые генераторы открыли новую эру в приборостроении. Отечественная наука советского периода энергично развивала это прогрессивное направление, воплощая идеи в конкретных разработках. В Рязани лазерами в 60-х годах прошлого века начал заниматься Научно-исследовательский институт газоразрядных приборов. К сожалению, в 90-х объемы работ в области лазерной техники были значительно сокращены по всей стране. Замораживались многообещающие проекты по лазерному конструированию.
– Если бы мы тогда смогли довести до конца проект по созданию системы посадки самолетов с применением лазеров, то совершили бы настоящую революцию в пилотировании воздушных судов, – вспоминает член коллегии национальных экспертов стран СНГ по лазерам и лазерным технологиям, бывший работник НИИ ГРП «Плазма» Сергей Хилов.
Заметим, что такой проект все-таки осуществился. Его реализовали на своих авианосцах американцы.
Авиация, медицина, измерительная и изобразительная голография, обработка материалов, конструирование новейших систем вооружения – в этих и других отраслях лазеры нашли обширное применение. Необходимы они и всевозможным научным лабораториям при проведении сложных исследований. Специально для них лазерную технику создают на рязанском предприятии ЗАО «Лазервариоракурс». Оно из числа тех, которые мы красиво называем «малый инновационный бизнес» и на деятельность которых государство в последнее время возлагает столько много надежд. В штате фирмы всего 15 сотрудников, что не мешает ей оставаться поставщиком лазерной аппаратуры для таких уважаемых научных заведений, как МГУ им. Ломоносова, физико-технический институт РАН, Институт прикладной физики РАН, ГСКБ «Алмаз-Антей» и десятка других. В этом году ЗАО «Лазервариоракурс» участвовало в выставке «Фотоника-2010» и получило диплом «За вклад в развитее отечественной лазерной индустрии и пропаганду достижений лазерной отрасли». Предприятие специализируется на производстве газовых (ионных) лазеров и лазерных дисплейных систем.
– Каждая наша работа – это НИОКР, мы создаем высококачественные источники лазерного излучения с уникальными параметрами, – говорит генеральный конструктор Сергей Хилов. – За десять лет своего существования предприятие наладило тесные партнерские связи с учеными и специалистами РГУ им. С.А.Есенина и РГРТУ им.А.С.Попова. Практически вся наша продукция выпускается в штучных экземплярах под конкретные требования заказчиков.
Возможность производить «эксклюзив» – одно из главных преимуществ малого бизнеса, работающего в сфере высоких технологий. Однако не надо переоценивать возможности инновационного предпринимательства. Глубокие фундаментальные и прикладные исследования, требующие миллиардных ассигнований, ему в одиночку не потянуть. Это все же прерогатива крупных производственных структур, где есть и оборудование, и развитая лабораторная база.
– Основная проблема в том, что на уровне государства отсутствует стратегия развития лазерной отрасли, нет федеральных программ ее поддержки. Объемы лазерной индустрии в стране с 1990 года сократились в сто раз. Многократно уменьшилось количество научных трудов, а в мировом рейтинге мы переместились со второго на двенадцатое место. Если бы мы сохранили хотя бы треть от прежнего лазерного потенциала, то дела в отрасли шли бы намного успешнее, – считает Сергей Хилов.
Отстают не только научные разработки. Мы становимся тотально зависимы от поставок импортных расходных материалов. У нас исчезает собственная элементная база, а без нее нельзя даже и мечтать о создании отечественных технологий. Детали заграничных брендов в любой момент могут быть сняты с производства, поэтому пользователи заграничного лазерного оборудования находятся в уязвимом положении.
– Необходимо воссоздать единую технологическую цепочку в производстве отечественных лазеров, – убежден Хилов.
Фирме «Лазервариоракурс» удается пока работать на компонентах российского производства, благодаря чему заказчики получают надежное гарантийное обслуживание аппаратуры. Правда, речь идет только о российских потребителях. Экспортные поставки фирме пришлось свернуть – слишком высоки оказались таможенные проблемы.
– Зачастую издержки при оформлении груза у нас были выше, чем стоимость самого контракта, – сетует генеральный конструктор. – До тех пор, пока таможня будет нацелена на выполнение фискальных функций, повысить наукоемкий экспортный потенциал нашей экономики вряд ли удастся. Таможенные пошлины и вся процедура оформления документов должны не угнетать, а стимулировать производство высокотехнологичной продукции.
Перед создателями отечественной лазерной техники стоит много задач. И нам здесь никак нельзя отставать, поскольку на кону не только научно-технический прогресс, но и более ощутимая сфера – обороноспособность страны. Потенциал лазерного оружия необычайно велик, по быстроте и мощности оно во много раз в скором времени превзойдет имеющиеся образцы вооружения. Решить задачу управления лазерным лучом могут кристаллы парателлурита. Пока в России их не выращивают. Генеральный директор ЗАО «Лазервариоракурс» Вадим Хилов рассказал, что лицензионное производство кристаллов готова наладить его фирма. Есть технологии и соответствующий инвестиционный проект. Причем финансирование может осуществляться в рамках государственного заказа на производство кристаллов парателлурита. На предприятии надеются, что нашей лазерной индустрии при поддержке государства удастся вернуть утраченные позиции и вывести российское приборостроение на новый уровень.