По словам Ильи Эренбурга, «нет в мире города, который столько жизней отдал ради победы. Его история – история всей Отечественной войны; если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград». Город на Неве отстояли его жители – мужчины, женщины, дети. Горожане сражались вместе с солдатами, матросами, ополченцами.
Операция по прорыву блокады была начата 12 января 1943 года одновременно войсками Ленинградского и Волховского фронтов на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином. На седьмые сутки боев, 18 января 1943 года, войска обоих фронтов соединились. Наступательная операция по окончательному освобождению Ленинграда от блокады началась 14 января 1944 года с «Ораниенбаумовского пятачка». Встречный удар наших войск из Пулкова последовал 15 января, и уже 27 января 1944 года в Ленинграде был дан салют в честь полного снятия блокады – четырьмя артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты воспоминаний участника обороны и освобождения Ленинграда Николая Михайловича Попова.
Он, уроженец села Ломовое Чаплыгинского района Рязанской (сегодня Липецкой) области, был призван на фронт в июле 1942 года. Всех новобранцев погрузили в эшелон и направили в сторону Ленинграда по Ладожскому озеру. Высадившись на берег, Николай увидел страшную картину: тысячи женщин, стариков и детей, невероятно истощенных голодом, смотрели на прибывших юношей. И сил уже не хватало, чтобы кричать, поэтому губы несчастных еле шевелились в чуть слышной мольбе: «Дай кусочек, дай кусочек...». Эти еле улавливаемые слухом слова казались в тот момент в сто раз страшнее крика. У Николая был с собой мешочек сухарей, которые мать насушила ему перед отправкой на фронт, и он не задумываясь отдал им все. Остальные ребята, последовав его примеру, отдавали голодающим все съестное, что было с собой. «О том, что творилось в Ленинграде, не то что говорить, а даже думать страшно», – признается Николай Михайлович.
Жертвами блокады стали около 1 миллиона ленинградцев.
При обороне Ленинграда и его освобождении погибло около 1 миллиона наших солдат и офицеров со всей страны. В их числе около 12 тысяч рязанцев.
В прошлом году, накануне Дня памяти и скорби, 21 июня, на Аллее славы Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге установлена мемориальная плита воинам-рязанцам, погибшим при защите блокадного Ленинграда.
Сегодня в нашей области проживает около трехсот блокадников. Самые молодые из них – люди старше 70 лет.
На одном из сборных пунктов Ленинграда Николая направили в Кронштадтский военный округ, где по распределению он оказался в 302-м артиллерийском дивизионе дальнобойных крупнокалиберных орудий береговой артиллерии ВМФ СССР. Враг всеми силами старался овладеть Кронштадтом, который являлся главной базой Краснознаменного Балтийского флота. С его потерей Ленинград был бы обречен. Каждый защитник города-крепости понимал это. «За сутки нам приходилось по 4-5 раз подниматься по боевой тревоге», – рассказывает Николай Михайлович, он служил наводчиком.
Помимо врага, защитников Кронштадта терзал неимоверный голод. Нормы выдачи хлеба были очень малы: военным – 350 граммов в день, а простым гражданам – 125 граммов! «Невозможно описать, насколько страшным был голод», – делится фронтовик. Зачастую у красноармейцев просто не хватало сил, чтобы поднимать тяжелые артиллерийские снаряды, спасала только высокая работоспособность молодого организма.
В феврале 1943 года фашисты предприняли отчаянную попытку овладеть Кронштадтом. Этот день Николай запомнил надолго. От количества вражеской авиации не было видно неба, удары артиллерии противника сравнивали наши укрепления с землей. На глазах Николая прямым попаданием снаряда был потоплен линкор «Марат», стоявший на рейде. К счастью, маленькая глубина не позволила кораблю затонуть, и его оставшиеся на поверхности орудия до конца боя вели огонь по ненавистному врагу.
Хорошо запомнился Николаю Михайловичу случай, произошедший в 1943 году. На фронте установилось временное затишье, во время которого красноармейцам в клуб привезли для показа кино. Но не прошло и половины сеанса, как загудели сирены: боевая тревога. Фашисты силами авиации и артиллерии начали ураганный обстрел города. Советские воины бросились к своим орудиям. По дороге Николай заметил, что у него развязан шнурок. Боясь упасть, он остановился, чтобы завязать его, крикнув бежавшему рядом товарищу: «Беги, Вась, я догоню!». Прошло несколько секунд, и в двадцати метрах впереди замешкавшегося Николая Попова разорвался вражеский снаряд. Его осколком смертельно ранило вырвавшегося вперед Васю. Подбежавший на помощь Коля уже ничего не мог сделать, товарищ умер у него на руках. Развязанный шнурок спас Николая Михайловича от неминуемой смерти. Кто-то скажет: удача, сам чудом выживший фронтовик считает, что это судьба.
Демобилизовавшись из армии в 1947 году и вернувшись в Рязань, в мирной жизни Николай Михайлович Попов служил в милиции, работал на станкозаводе и «Водоканале». В 2011 году рязанские блокадники проводили его в последний путь.
Рязанская областная общественная организация «Жители блокадного Ленинграда» сердечно поздравляет участников обороны и жителей блокадного Ленинграда с 70-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Желаем здоровья и долгих лет жизни!
Председатель Совета организации Геннадий Соколов
Подготовила