05:13 МСК
Четверг
28 / 05 / 2020
2306

Михаил Шелковенко: Внутренняя свобода – это постоянный труд

В январе один из самых известных художников Рязани, график, геральдист Михаил Шелковенко отметил свое 60-летие. Михаил Константинович – автор замечательных офортов, всей современной символики нашей области, многих других знаков. Сегодня Михаил Шелковенко – гость «РВ».
Автор фото: Елена Коренева | Михаил Шелковенко:
Внутренняя свобода – это постоянный труд
Фото автора.

Династия и профессия

Художник – профессия, с одной стороны, рискованная – ты можешь быть никому не нужен. С другой стороны, очень свободная: в значительной степени делаешь то, что самому интересно, ведь заказывают то, что ты умеешь делать. Художник может ударно поработать, а потом надолго уехать на пленэр. Это развивает и внутреннюю свободу.

Мой отец, Константин Карпович, был свободным человеком и хорошим художником. Он долгие годы работал оформителем, много трудился. Первой поступила в художественное училище старшая сестра (у нас разница восемь лет), и я ни в какой другой профессии себя не представлял. Хотя школьные педагоги отговаривали уходить после 8-го класса в училище: у меня были успехи по математике, физике, русскому языку. Отец во время учебы в РХУ иногда поругивал, иногда подсказывал что-то – все по делу.

Михаил Шелковенко

родился 6 января 1954 года

1969 – 1973 – учеба в Рязанском художественном училище (отделение промышленной графики)

1973 –1979 – учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова

Заслуженный художник России, Почетный гражданин города Рязани, вице-председатель Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, секретарь Геральдического совета при Губернаторе Рязанской области. Участник всесоюзных, всероссийских, областных, групповых выставок; 2006 г. – персональная выставка «Символика Рязанской земли», Рязань. Произведения находятся в музее Российской Академии художеств, музеях Рязанской области, в коллекциях в России и за рубежом.

Профессор кафедры информационных технологий в графике и дизайне Рязанского государственного радиотехнического университета, преподает живопись и рисунок.

Офорт

Изучив разные графические техники, я еще в институте выбрал офорт (вид гравюры, где поверхность металлической доски с «процарапанным» рисунком перед оттиском протравливается кислотой. – «РВ»). Эта техника позволяет делать почти все. Можно провести тончайшие линии, которые и перышком не сделаешь, или так «насытить» поверхность штрихом, что она будет черной, бархатной как ночь. Офорт «светоносен», позволяет играть светом, тенью. Доску можно дорабатывать по нескольку раз. Конечно, когда рисуешь, выбираешь не сюжет под технику, а технику под сюжет.

Сюжеты

Я много занимался пейзажем. Интересны мне и портреты как отражение личности. Я делал их с натуры, рисуя прямо на доске иглой, ведь когда переводишь изображение с бумаги, исчезает какая-то «живинка». Есть сюжетные серии, например, посвященная театру. Занимался не только станковой, но и прикладной графикой. Например, разработал эмблему театра кукол, эмблему и диплом фестиваля «Рязанские смотрины».

О творчестве и ремесле

Если художник много лет провел в стенах академической школы, ему бывает трудно отказаться от полученных умений и заняться чем-то «безбашенным». Он может всю жизнь идти проторенной дорогой. «Безбашенные» творцы, наоборот, часто плохо образованы, их экспериментам не хватает профессиональной базы. Бывая на творческих дачах, я заметил, что порой лучше всего совместить «школу» с интересными поисками формы удавалось выпускникам художественных факультетов текстильного, полиграфического и аналогичных вузов, а не академии.

Детские выставки

К 70-летию советской власти Союз художников обязали провести детскую выставку. Меня, как ответственного за выставки, поставили перед фактом и дали срок – две недели. За это время мы с лучшими педагогами ИЗО придумали и сделали выставку. Получилось так интересно, что решили проводить их ежегодно.

Я был организатором выставок в течение девяти лет. Рисунки отбирало жюри из художников и искусствоведов, оценивая творчество ребенка. Не имело значения, кто автор: ученик детской художественной или средней школы, воспитанник детского сада… Несколько выставок освещал журнал «Юный художник». На базе выставки 1990 года в Рязани состоялся первый объединенный Пленум творческих Союзов РСФСР, признавший наш опыт уникальным.

Союз художников

После окончания института я активно влился в работу рязанской организации СХР. Через два года вошел в состав правления; был заместителем председателя, членом худсовета, одно время отвечал за выставочную деятельность. Как и другие художники, критиковал существующие порядки. В 1988 году, когда руководитель организации Владимир Александрович Иванов возглавил художественный музей и стали выбирать нового лидера, возникло замешательство. Но есть принцип: критикуешь – предлагай; предлагаешь – делай, поэтому я выставил свою кандидатуру.

Два срока я возглавлял организацию. В 1989-м мы впервые выехали с выставкой в Ленинград, затем в Москву, в Тулу; была создана система обменных выставок. Наладили систему выставочной деятельности и на областном уровне. Удалось сохранить все площади: были желающие отнять мастерские на улице Петрова, но мы вовремя выкупили их. Получили помещения на улице Грибоедова, где молодые художники успели поработать более десяти лет, пока ветхий дом не снесли.

Геральдика

Когда Рязань готовилась встречать 900-летие, у депутатов горсовета возникла идея восстановить герб города. Я стал вникать в незнакомую еще мне науку – геральдику, а потом пришлось заниматься тем же и для других муниципалитетов области (тогда их было 29). Использовавшаяся ими символика РСФСР утратила свою законность.

Сейчас у нас в области 315 муниципальных образований, и я занимаюсь разработкой их гербов. В каждом районе руководители МО должны заполнить анкеты по своим селам и деревням. На их основе я создаю эскизы, они обсуждаются. Пока утверждены гербы для всех МО трех районов, идет работа с материалами ряда других…

Герб – это символ властных полномочий, самоуправления. Можно учитывать исторические события, особенности природы, хозяйственной деятельности, но это не главное. Герб должен быть лаконичным. В геральдике нет изобразительного эталона; знак фиксируется как его точное геральдическое описание. Сказано, допустим, «в лазоревом поле золотой орел» – и ты волен сам придумать этого орла. Но по правилам геральдики. Создание символики – такая же творческая работа: я постоянно рисую.

Две трети знаний о геральдике получены в общении со специалистами; изучать эту науку только по книгам невозможно. Я не боюсь показаться смешным, задавая вопросы, не боюсь учиться. Меня не покидает ощущение нехватки знаний. Хотя я уже десятый год – член Геральдического совета при Президенте России, который регистрирует (либо отклоняет) создаваемые в стране геральдические знаки. Это общественная деятельность.

О свободе и свободном времени 

Работа над символикой и преподавание в университете занимают все время; даже в выходные я прихожу домой из мастерской за полночь. Жалею, что не хватает времени на беллетристику: в детстве меня называли «чтецом», я читал запоем. Сейчас, в основном, изучаю справочные материалы по работе.

Но внутри себя я свободен. Делаю то, что люблю, и так, как считаю нужным. Внутренняя свобода достигается постепенно: благодаря самоорганизации, постоянно приобретаемым знаниям и умениям.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 262 (4564) от 31 января 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
С огромной благодарностью
Уважаемая редакция! Пожалуйста, опубликуйте мое письмо! Я хочу, чтобы читатели меня услышали.
Человек «оттепели»
Дети хотят учиться в школе, которую он создал
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: