Раньше, чтобы добиться признания в любом профессиональном творческом сообществе, нужны были годы и годы упорной работы. Мои знакомые, художники старшего поколения, практически живут в мастерской, несмотря на солидный возраст. Им уже не надо никому ничего доказывать, но они всю жизнь много работали и не мыслят себя без дела.
Конечно, посмотрев на эпатажные фото Дали или отдельные рисунки Пикассо, кто-то может решить, что и он так сможет. Но наследие этих гениев огромно, причем большая часть – не эксплуатация ранее найденного, а творческие поиски нового. Чтобы создать такое количество оригинальных произведений за одну человеческую жизнь, надо работать с утра до ночи.
А многие представители поколения тридцатилетних (если судить по интернет-пространству) уже «подсели» на допинг самопиара. Создав несколько или даже одно-два новых произведения, они оставляют кисть (фотоаппарат, текстовый редактор) и начинают «тусоваться», пиариться. А умелые менеджеры от искусства зарабатывают на их тщеславии.
Если бы вы знали, сколько конкурсов и выставок проводится в Сети и в реальности! Сколько обещаний славы, дипломов, даже демонстрации картины на гигантском табло на Таймс-сквер в Нью-Йорке! Только сначала надо перечислить на счет организаторов денежки. И немалые. Может быть, платные рейтинги и конкурсы и эффективны с точки зрения рекламы, но коммерциализация способна погубить творческое начало. Да и коллеги, и искусствоведы умеют отличать зерна от плевел и шумиху от истинной ценности.
Больше всего пугает происходящее с «медийным» поколением – от 15 до 30. Зачем долго трудиться, изучать секреты фотодела или, скажем, академической школы рисования, если Интернет или выставка, пропиаренная в масс-медиа, в секунду могут сделать тебя знаменитым? Создать красивую картинку легко: набрызгал краской на холст или снял размытые огни города на фотоаппарат – и готово (конечно, я утрирую, но бывает и так).
«Суперпрофи» из вас сделают сейчас на каждом углу. И какая разница, что платные курсы рисования ведет человек, который даже в изостудию не ходил, а просто купил пособие в книжном магазине. А школу фотографии открыла девушка, два года назад купившая «зеркалку», пользоваться которой «на пальцах» обучил знакомый. Они же выдадут красивый «диплом», причем сразу в рамочке.
Выпускники таких курсов сразу заводят страничку в Интернете, где, помимо самих работ, много умных слов о концептах, проектах да обработаные в фотошопе автопортреты «селфи». Появляются поклонники, человек входит в «тусовку» – и готова новая «звезда». Она часто не знает имена художников (фотохудожников, писателей и т.п.) старшего поколения, живущих в родном городе, либо отзывается о них пренебрежительно. В этой среде нет авторитетов извне, и если вы захотите помочь и что-то подсказать, за доброжелательно-конструктивную критику могут смешать с грязью.
Значение имеет только то, что происходит «здесь и сейчас», с ними, в реальности и интернет-пространстве. Сколько «лайков» получила публикация в Интернете, сколько новых подписчиков у странички... И бесконечная круговерть по клубам вперемежку с выполнением коммерческих заказов, чтобы позволить себе модные гаджеты и посиделки в «раскрученных» местах.
Но когда настанет время оглянуться и предъявить миру что-то стоящее, ценное, что можно взять в музейную коллекцию или напечатать в толстом журнале, что будет тогда?