В 2007 году была создана новая организация – ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр». Она была образована путем слияния государственных семенных инспекций и областных станций защиты растений. Возглавил Рязанский филиал Василий Петраков. Тогда он был старшим государственным инспектором «Россельхознадзора». Василий Юрьевич – выпускник Рязанской сельхозакадемии, которую закончил с отличием. В «Россельхознадзоре» он прошел путь от специалиста первой категории до старшего государственного инспектора в отделе карантина растений.
За год с небольшим молодому руководителю и его команде удалось создать эффективно работающую структуру. «Россельхозцентр» стал заключать договоры с организациями и предприятиями области на оказание услуг в области растениеводства, в том числе семеноводства и защиты растений. Они предоставляются согласно указу Президента безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам.
Благодаря поддержке областного Правительства, первого заместителя Председателя Валерия Ионова и министра сельского хозяйства и продовольствия Николая Шестакова центр рассчитался с долгами и, как говорят финансисты, вышел в плюс.
В каждом районе области есть отдел «Россельхозцентра», где оказываются услуги в области семеноводства. Это, прежде всего, определение качества сортовых и посевных семян. Отделы также проводят фитосанитарный мониторинг, то есть работают в области защиты растений. Именно на местах, в отделах, идет основная работа по сертификации семян: происходит их отбор, они исследуются на засоренность, на количество сорняков, вредителей. Здесь выписывается документ, подтверждающий качество семян. А сертификат выдается в Рязани.
По семеноводству сертификация обязательна для всех сельхозпроизводителей области. И сертификат – серьезный документ, без которого сельхозпроизводитель не получит, например, субсидий и дотаций из государственного бюджета.
По словам начальника отдела семеноводства Светланы Тареевой, основная обязанность сотрудников отдела – определение посевных и сортовых качеств семян.
Отдел также заверяет сертификаты, которые поступают из других регионов. Проходят тщательную проверку и сертификаты, и само качество семян. Все эти меры прописаны в областном Законе «О семеноводстве». К сожалению, бывают случаи, когда сотрудники «Россельхозцентра» обнаруживают поддельные сертификаты. Особенно на кукурузу.
– Предупреждаю всех: поддельные сертификаты на территории области не пройдут, – заявляет руководитель центра Василий Петраков. – Но были случаи, когда подделывали сертификаты и самого рязанского «Россельхозцентра». Случаи подлога быстро обнаруживались и пресекались на корню.
Это очень важно, так как по федеральному и региональному законам «О семеноводстве» ни один производитель сельскохозяйственной продукции не может ее реализовать без обязательной сертификации.
Но кроме сертификации, у специалистов центра немало других забот. По словам Натальи Донсковой, начальника отдела защиты растений, специалисты отдела оценивают фитосанитарное состояние посевов сельскохозяйственных культур, ведут наблюдение и учет вредных объектов, поражающих культурные растения региона (кстати, всего их около 150 видов. 60 из них приносят особо ощутимый вред).
Оценив фитосанитарную обстановку отдел определяет наиболее эффективные защитные мероприятия, разрабатывает прогнозы: краткосрочные и долгосрочные.
По словам Натальи Донсковой, специалисты отдела не ограничиваются только рекомендациями, они отслеживают эффективность применяемых мер, проводят мониторинги обрабатываемых пестицидами полей и участков. Проводится также анализ применения пестицидов, составляется санитарный паспорт, где отмечаются все защитные мероприятия от вредителей, болезней, сорняков, а также сколько применено пестицидов.
Сейчас практически все сельхозпроизводители активно работают в этом направлении. Надо отдать должное агрономической службе области – там понимают, что мероприятия по защите растений проводить необходимо.
– У нас до 80 процентов посевных площадей, – отметила Наталья Донскова, – обрабатываются защитными средствами. Это – хороший показатель.
В центре проводят фитоэкспертизу семян, потому что многие болезни зерновых культур заражают именно семена.
Мы проходим в лабораторию – именно здесь находится санитарный кордон против болезней и вредителей.
В технолого-аналитической лаборатории ее начальник Любовь Суслина рассказала нам, что они проверяют сельхозпродукцию на остаточное количество пестицидов.
«Были ли случаи, когда анализ подтверждал превышение допустимых концентраций» – интересуемся мы. Любовь Ивановна ответила, что таких случаев в регионе не зафиксировано.
Весной начинается протравливание семян, и сотрудники лаборатории выясняют, насколько качественно оно проводится. Лаборатория занимается также определением содержания нитратов в сельхозпродукции, определением остаточного количества пестицидов в воде и почве.
Мы заинтересовались: как у вас обстоят дела с нитратами, много ли их в продукции, которую покупают рязанцы? Нас успокоили: те образцы, что прошли через лабораторию «Россельхозцентра», не превышают предельно допустимых концентраций. Допустим, если в картофеле допускается 200 миллиграмм нитратов на килограмм, то у нас это в пределах 100-130 миллиграммов.
Кстати, когда проходят ярмарки выходного дня, лаборатория проводит исследования на нитраты и пестициды и выдает хозяйствам протоколы испытаний с печатью и подписью. Вся продукция была признана здоровой и вполне пригодной к употреблению, так что кушайте на здоровье. Мы убедились в этом, встретившись с главным токсикологом лаборатории Владимиром Стукаловым. Он показал нам свою вотчину, состоящую из множества аппаратов, с помощью которых Владимир Иванович проверяет пищевую и сельскохозяйственную продукцию на соответствие гигиеническим нормативам. Здесь используют различные методы – физико-химические, спектрофотометрические и другие. Для каждого метода – свой прибор, причем очень сложный, он способен показать самое точное наличие пестицидов и нитратов.
– В целом, – сказал Владимир Стукалов, – ситуация находится под контролем. Загрязненная химией продукция не допускается к потребителю. И в последнее время превышение нитратов и пестицидов в сельхозпродукции местных производителей не наблюдалось.