На первом Всероссийском конкурсе средних медицинских работников главный фельдшер Рязанской городской станции скорой медицинской помощи занял четвертое место. О рабочих буднях Андрея Дьяконова и его привязанности к профессии – в материале «РВ»
Экстренный вызов
Рабочее место Андрея Дьяконова, на первый взгляд, больше напоминает не врачебный кабинет, а обычный офис. И только раздающийся время от времени из незаметно встроенного громкоговорителя голос, оповещающий о том, что такой-то бригаде пора на такой-то вызов, напоминает: здесь находится экстренная служба. А звуковое оповещение, установленное, кстати, во всех комнатах и кабинетах станции, нужно для того, чтобы врачи, фельдшеры и медсестры бригады скорой помощи, где бы они ни находились в данный момент, могли быстро собраться вместе и оперативно выехать по вызову. Вот и рабочие будни фельдшера Дьяконова многие годы так и проходили – от одного выезда к другому.
Но с 2004 года Андрей Дьяконов – на руководящей должности. Ему подчиняется весь фельдшерский коллектив станции скорой помощи, в том числе та его часть, что работает в диспетчерской. Голоса именно этих фельдшеров мы слышим, когда набираем «03», именно они определяют, какую бригаду – реанимационную, кардиологическую, психиатрическую, педиатрическую или акушерско-гинекологическую – отправить по тому или иному вызову. И это им мы высказываем свое негодование, когда нам кажется, что «скорая» задерживается в пути.
– Как бы быстро нам ни хотелось приехать к пациенту, но первые в очереди всегда дорожно-транспортные происшествия, уличные адреса и только потом уже квартиры, – рассказывает о специфике своей работы Андрей Дьяконов и поясняет: – Именно для того, чтобы бригада скорой помощи прибыла к человеку не позднее 15-20 минут после получения вызова от диспетчеров, в микрорайонах Рязани создано несколько подстанций скорой помощи.
Начало
На рязанской станции скорой помощи Андрей Дьяконов работает уже больше 27 лет. Сейчас на выездах он бывает только в свободное от основной, то есть административной работы, время. А в середине 80-х молодой фельдшер только набирался опыта, и сталкиваться ему приходилось с самыми различными ситуациями, например – экстренно принимать роды. Впервые Андрей Дьяконов принял роды, когда во время практики работал на «скорой» в Захаровском районе. В условиях сельской местности, во время сильного снегопада роженицу медики просто не успевали доставить в роддом – малыш родился прямо в машине скорой помощи. А вот в узбекском городке Тахиаташ, куда еще во времена Советского Союза судьба по командировке забросила фельдшера Андрея Дьяконова на два с половиной месяца, роженицу даже никуда везти не понадобилось. Роды у женщины были шестнадцатыми и настолько скоротечными, что Андрей Дьяконов решил принимать их прямо на дому. Вообще, умению самостоятельно принимать правильное решение Андрея Дьяконова учили еще в рязанском медучилище. И все потому, что фельдшер может оказаться едва ли не единственным медработником на огромной территории, например – на ФАПе в далеком селе. Примерно в такие, но еще более жесткие условия попал Андрей Дьяконов, когда проходил срочную службу на советско-турецкой границе в Аджарии. Здесь пограничнику-фельдшеру Дьяконову приходилось рассчитывать исключительно на собственные силы и знания: горную дорогу-серпантин заносило снегом, вертолета можно было не дождаться сутками.
На грани экстрима
То, что для обычного человека стресс, эмоциональная встряска и нестандартная ситуация, то для фельдшера скорой помощи – рабочие будни. К примеру, реанимационная бригада, в которой Андрей Дьяконов трудился десять лет, практически ежедневно возвращала людей к жизни. Это почти как на передовой медицины – дорожно-транспортные происшествия, железнодорожные аварии, инфаркты, инсульты, черепно-мозговые травмы и много еще чего… Из череды таких выездов Андрею Дьяконову особо запомнилось ДТП, которое произошло в районе рязанского нефтезавода, когда, столкнувшись, несколько машин вылетели на трамвайную остановку.
– Как реанимационная бригада, тогда мы приехали первыми. А быть первыми всегда очень ответственно и тяжело. Вслед за нами приехали еще десяток бригад. Помню, более двадцати человек пострадали в той автоаварии, – говорит фельдшер.
Работа самих медиков скорой помощи нередко сопряжена с риском для их же жизни.
– Невозможно знать точно, что ждет тебя во время выезда. Иногда работаем на грани экстрима – спасаем людей на крышах, в подвалах, на стройках. Бывает, нас встречают, мягко говоря, не по-доброму: угрожают холодным оружием, пытаются даже напасть, – рассказывает, ссылаясь на собственный опыт работы в психиатрической бригаде «скорой», Андрей Дьяконов.
– Реально ли самому медику сохранить в подобных ситуациях самообладание? – спрашиваем главного фельдшера станции скорой помощи.
– Если совладать с собой не можешь, в «скорой» тебе не место. Здесь люди либо остаются навсегда, либо быстро уходят, – отвечает Андрей Дьяконов.
– А у вас никогда не возникало мысли сменить столь напряженную работу на какую-нибудь более спокойную?
– Никогда. Мне нравится видеть результат своей работы. Мы приезжаем, оказываем экстренную помощь, больному зачастую становится лучше. Если необходимо, отвозим его в стационар.
– А что же вас привело в профессию?
– Когда я учился в восьмом классе, мой отец тяжело заболел. Еще тогда, будучи подростком, я твердо решил, что свяжу свою жизнь только с медициной.
Финал
Выполняя практическое задание в финале первого Всероссийского конкурса на звание лучшего среднего медицинского работника, Андрей Дьяконов вместо живого человека имел дело с цифровым манекеном-симулятором: обследовал его, ставил диагноз.
И несмотря на то, что пациент был не настоящим, рязанский фельдшер с большим опытом волновался не меньше, чем на экзамене. Конкурс оказался для Андрея Дьяконова, по его же признанию, встряской посерьезнее, чем даже самый сложный выезд на «скорой», и вместе с тем – еще одним подтверждением, что в далеком 1982-м он сделал правильный выбор, поступив в Рязанское медицинское училище. Выступить достойно и занять четвертое место, как считает Андрей Дьяконов, ему очень помогала, в первую очередь, поддержка рязанских коллег и наставников.