Вечером 24 января по телевизионному каналу «Культура» показывали выступление Детского хора России, которое было записано несколькими днями раньше в С.-Петербурге, в Мариинском театре.
Когда перед началом выступления сцена открылась, в зале почувствовалось радостно-изумленное оживление и разразились бурные аплодисменты. Еще бы: такого огромного певческого коллектива пока никто не видел! Тысячный детский хор – тот самый, который должен выступать на закрытии Олимпиады! Неужто им можно управлять? В положительном ответе на данный вопрос до недавнего времени сомневалось немало специалистов хорового дела. В числе несомневающихся был главный его организатор – художественный руководитель-директор, главный дирижер «Мариинки» Валерий Гергиев. По мановению его «волшебной» палочки и началось восхитительное по красоте тысячеголосое пение, которое сразу возвысило души зрителей, а у многих людей вызвало слезы волнения. Удивило то, что в едином Детском хоре России могли показать свое, так сказать, отдельное исполнение и отдельные детские хоры городов, краев, округов… Самым представительным (200 человек) оказался хор Центрального федерального округа, который исполнил произведения С.Рахманинова и Д.Кабалевского. Слушая прекрасное, слаженное пение (дирижировал хором ЦФО художественный руководитель Государственной академической капеллы имени А.А. Юрлова Геннадий Дмитряк), некоторые рязанцы, наверное, думали: «А наши здесь есть? Ведь говорили, что в хоровой коллектив для Олимпиады соберут ребятишек со всех регионов». Да, поют в тысячном детском хоре и рязанские дети.
Как рассказывает специалист областного министерства культуры и туризма Мария Зорко, идея образования огромного детского хора для торжеств на Олимпиаде созрела в «верхах» в марте 2013 года сразу после воссоздания Всероссийского хорового общества, и стала его первым проектом. Бросили клич по стране… И уже в апреле того же года в Рязани прошел конкурс хоровых коллективов детских школ искусств, на котором лучшими были признаны школы №1 и №5. «Отслушав» около 40 детей из этих учебных заведений, отобрали (после очень и очень серьезных испытаний) семь девочек. Потом из Москвы попросили сделать «добор», прислать низкие голоса. Обратились в школу искусств №4, где есть известная капелла, и взяли оттуда трех мальчиков. Так образовалась наша рязанская олимпийская певческая команда из десяти человек.
Репетиции начались еще в конце прошлого года. Потом наших хористов вызвали в Петербург, где они вместе с ребятами из других уголков страны стали готовиться – нет, не к церемонии закрытия Олимпиады, а к тому самому концерту, который проходил в Мариинском театре. Это была проба сил. И как все дети пели! Как старались, как были воодушевлены! Но, может быть, это режиссер отобрал для показа на телевидении лишь отдельные выигрышные моменты?
– Нет, они, действительно, были очень взволнованы, – говорит мне М. Зорко. – Когда ко мне после выступления подошла одна наша девочка, я вижу: она вся в слезах от эмоций. Этот концерт показал, что, несмотря на многие драматические перемены, которые произошли в последние десятилетия в стране, наш чистый, искренний потенциал не утрачен.
Потом дети вернулись в Рязань. Когда Олимпиада началась, у них до сборов осталась неделя. Отправляются они из Рязани в Сочи сегодня. Родители заботливо снаряжают их в путь. Кто-то сказал, что надо купить термобелье, потому что репетировать-то, наверное, станут на свежем воздухе. Дети же готовятся к выступлению… Насколько это возможно. Ведь ту олимпийскую, может быть – главную песню в их жизни, они еще не знают.